История скатерти

История скатерти

1-ые скатерти употребляли еще в Старом Египте. В те времена египтяне уже отлично освоили создание тонких тканей из хлопка и льна. Примеры египетского полотна, дошедшие до наших дней, разрешают довольно уверенно заявлять, что производимое тогда полотно было довольно узким, и на нем присутствовали элементы цветной вышивки.

Скатерти употребляют в быту еще с старых времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции старых народностей. Скатерти числились признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились лишь рабы и самые бедные слои населения. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Старом Риме и Старой Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эпохи. Их изготавливали из хлопка либо льна.

Культурные традиции старых греков и римлян отыскали свое продолжение уже в Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 г. В быту интенсивно употребляли посуду и скатерти. Эти предметы быта возникли на Руси ранее, чем в Западной Европе, так как российские перенимала византийский уклад жизни, чему содействовали развитые политические, торговые, культурные и военные дела. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только лишь для высших слоев населения, да и для обыденных фермеров. Скатерть в те времена почаще называли «столешник», но в обиходе были оба эти наименования.

Сначала скатерти употребляли по их основному предназначению, но в предстоящем они стали применяться как предмет интерьера. До XV века было не принято покрывать стол скатертью для красы, это делалось только перед трапезой. Но с началом Эры Возрождения столы начинают покрывать прекрасными тканями, надлежащими интерьеру. Так, парчу, бархат и шелк привозили специально для этих целей с Востока. Но в XVIII и до середины XIX века, когда в интерьерах преобладал традиционный стиль, декоративные скатерти фактически не использовались.

Особенное развитие ткацкое искусство получило в Голландии. В странах Европы материал, который применялся для производства скатерти, начали употреблять в церковных церковных ритуалах.

В XVIII-XIX веках в моду входят скатерти белоснежного цвета, без которых не обходилась ни одна трапеза. С середины XIX века люди опять ворачиваются к использованию декоративных скатертей и салфеток, чему почти во всем поспособствовало распространение стиля бидермейер. В интерьере отходят от серьезных форм и используют узорчатые и вышитые элементы. В моде скатерти, вышитые гладью, ришелье, также связанные крючком из белоснежных и цветных нитей. Фактически в любом доме можно было узреть огромное количество подушек, пуфиков, которые гармонически сочетались с длинноватыми скатертями до пола.

Современные производители дают пользователям большой выбор скатертей. Они различаются по размеру, цвету, рисунку, качеству материала и могут удовлетворить вкус хоть какой хозяйки. Но, по-прежнему, более ценятся скатерти из хлопка и льна. Производители нередко добавляют к натуральным волокнам синтетические, по этому ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) меньше мнется. Более нередко для праздничных случаев употребляют скатерти белоснежного цвета. В особенности любимы хозяйками камчатные скатерти с блестящими большими узорами.

Украшение стола: история скатерти

Давно отношение к еде у людей было наиболее суровым. Еда становилась не попросту источником утоления голода, но божественным даром, к которому относились с трепетом и почтением. Потому во всех домах неотклонима была предобеденная молитва, а большая часть языческих праздничков впрямую соединены с посевом либо сбором урожая. Естественно, что такое уважение выражалось в самом процессе сервировки стола и приема еды. И неотъемлемый элемент этого обряда — скатерть.

Истоки

Накрывать стол особым полотном начинают еще античные египтяне. Они отлично освоили создание тонких тканей из хлопка и льна, создавая не только лишь одежку, да и скатерти. Судя по фрагментам льняных и хлопковых скатертей, отысканных археологами, египтяне украшали ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) роскошной вышивкой с классическими узорами.

Античные греки относились к скатерти весьма серьезно, так как за непокрытым столом посиживали только рабы и нищие. Вольные же граждане, живущие в достатке, трапезничали за столом, покрытым узкой скатертью. На местности Старой Персии и Рима скатерти для богатых домов вышивали золотом. Иными словами, традиция покрывать стол увенчанной материей насчитывает несколько веков.

У нас скатерть возникла еще ранее, чем в Западной Европе, так как эту традицию, как и почти все остальные, мы переняли у византийцев. На Руси скатерть была в любом доме, начиная от королевских палат и заканчивая избой обыденного крестьянина. На самые главные празднички и особенные случаи стол застилали белой скатертью — конкретно она была «парадной». В обыденные же деньки трапезничали на цветных скатертях, увенчанных узором и вышивкой.

Скатерть стала принципиальной составляющей приданого жены. Такое столовое белье высоко ценилось, а изготавливали его, в отличие от остальных вещей, не жена с подружками: скатерти для приданого заказывались в монастырях. Мастерицы отделывали белую скатерть кружевом, расшивали шелковыми узорами. Работа была узкая, мучительная, занимала много времени.

Традиции и поверья

Ценность скатерти в особенности ярко выражается в народных славянских приметах. В их можно проследить и соответствующую символику, и значение, которое предписывали данной вещи.

  • Одна из самых узнаваемых древних воспримет — убрать со стола крошки нужно ранее, чем разойдутся гости. В неприятном случае, если в доме есть незамужняя женщина, не видать ей жениха. Разъясняется такое поверье просто: на Руси было принято сходу убирать скатерть опосля приема еды. Если хозяйка опосля трапезы не может стремительно навести на столе порядок, она — нехорошая хозяйка. А какая мама, таковая и дочь.
  • Стол в российском доме воспринимался как ладонь божья. Потому стукнуть по столу, укрытому скатертью, – большой грех. В данной нам примете выражается священное и почетное отношение к еде, которую приходилось добывать томным трудом.
  • Выражение «Скатертью дорога» также отражает уважительное отношение людей к изделию. Произнося эту фразу, наши праотцы хотели, чтоб ухабистая и время от времени чуть проходимая дорога была таковой же ровненькой, как скатерть, расстеленная на столе.
  • Чинить скатерть запрещалось — ее употребляли до крайнего, а опосля ни при каких обстоятельствах не пускали на тряпки, но сжигали. Починить скатерть – означает, призвать в дом бедность.

Современный выбор

Сейчас скатерть уже не имеет настолько священного значения, но является стильным элементом интерьера.

Материалы для производства скатертей уже не ограничиваются хлопком и льном — популярны модели из синтетических тканей, целлофановые скатерти, и почти все остальные. Велико также и обилие форм — круглые и квадратные, прямоугольные и овальные — отыскать пригодную модель можно для хоть какого стола. Набирают популярность маленькие подставки под тарелки, выполненные из ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), винила и даже бамбука.

В продаже обширно представлены целые наборы, включающие в себя не только лишь скатерть, да и салфетки. Раздельно необходимо отметить и раскраски скатертей: традиционная белоснежная скатерть как и раньше остается животрепещущей для праздничных и торжественных мероприятий. На любой денек предлагаются однотонные цветные либо модели с броским рисунком, в то время как изделия с вышивкой обычно принято преподносить в качестве подарка.

Таковым образом, сейчас скатерть стала возможностью преобразить либо поменять интерьер, внести что-то новое в обычную обстановку и создать кухню либо столовую наиболее уютной.

Читайте также:  Что такое ортопедический рюкзак

Как крестьяне называли скатерть

Сейчас у всякого на столе лежит скатерть, но разве хоть кто-то думал над тем, как она возникла в нашем доме, кто её изобрёл, и почему совершенно мы покрываем столы тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)?

История скатерти

Оказывается, что создателями являются античные египтяне, которые профессионально по меркам тех времён ткали полотна. Из исторических источников можем выяснить, что скатерти были достаточно тонкие, увенчанные изображениями цветов. Благодаря сиим познаниям мы можем выяснить о особенностях быта того народа, их обычаях и традициях.

Если мы обратим внимание на живопись, то заметим, что даже на фреске Леонардо да Винчи «Потаенная вечеря», которая изображает последнюю встречу Иисуса Христа со своими учениками, на столе лежит скатерть. Это не самый принципиальный элемент картины, но она всё-таки есть.

В античные времена за непокрытый стол могли сесть лишь бедные люди, крестьяне, люди побогаче накрывали стол прекрасной скатертью во время трапезы, что служило признаком достойного вещественного положения. В Старом Риме, Греции и Персии мастера даже вплетали золотые нити, чтоб всё смотрелось очень шикарно и богато.

В самом начале скатерти использовались лишь только для декорации стола, но позднее они стали достойной частью интерьера. Но приблизительно до XV века люди накрывали стол лишь во время обеда либо ужина, ради приличия. И лишь в эру Возрождения, когда опять пробудился энтузиазм к человеку, его деятельности, люди начинают совершенствоваться в узорах и приёмах шитья, чтоб всё совершенно подступало под интерьер жилья. Особо качественные мастера брали шёлк либо бархат.

Но опосля Возрождения приходит эра Классицизма, подразумевающая под собой отсутствие бросающихся в очах элементах. Всё обязано быть официально и без излишеств. В XVIII—XIX веках в моду входят белоснежные скатерти, они как как будто ещё дышат Классицизмом, но его время уже проходит. Столы, покрытые белоснежным полотном, смотрятся утонченно и элегантно, потому эта мода сохраняется до сего времени. С середины XIX века любовь к украшениям ворачивается. Мастерицы шьют полотна крючком, с внедрением белоснежных и цветных нитей. Они совершенствуются и в технике, кто-то вышивает гладью. Конкретно тогда люди увидели изящество в скатертях, свисавших со стола прям до пола.

В наше время уже нет какого-то определённого стиля и предпочтений, любой может избрать на собственный вкус. Производители могут предложить различные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и узоры, ассортимент достаточно богат.

Как крестьяне называли скатерть

Принципиально! Любопытно увидеть, что в Рф скатерти возникли намного ранее, чем в Европе, хотя обычно всё происходило в точности напротив. Это разъясняется нашими близкими торговыми, политическими и экономическими связями с Византийской Империей, а означает и перенос части их культуры в нашу. Также развитие технологии пошива и производства стали развиваться, а означает покрыть стол во время обеда могли для себя дозволить все слои населения, к примеру, крестьяне.

Если богатые люди беспокоились о чистоте собственной речи, и большая часть слов было взято из зарубежных языков, то они слабо изменялись. Увлекательным будет то, как общались крестьяне, ведь у их есть много собственных выдуманных слов, которые было просто запоминать, и создавались они, быстрее всего, благодаря ассоциациям.

По всем сказкам и мультикам мы лицезреем, что в избе прямо в центре стоит большенный древесный стол и лавка. Столы обычно изготавливали из дуба и украшали резьбой. На столы клали подскатертники, а во время трапезы сверху их покрывали расшитыми скатертями, которые называли столешниками. В Москве даже есть переулок Столешников, когда-то там жили мастера, которые изготавливали скатерти.

Почитав историю, понятно, что у каждой вещи в нашем доме есть большущая история, и время от времени стоит направить на это внимание, это быть может любопытно.

История скатерти

1-ые скатерти употребляли еще в Старом Египте. В те времена египтяне уже отлично освоили создание тонких тканей из хлопка и льна. Примеры египетского полотна, дошедшие до наших дней, разрешают довольно уверенно заявлять, что производимое тогда полотно было довольно узким, и на нем присутствовали элементы цветной вышивки.

Скатерти употребляют в быту еще с старых времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции старых народностей. Скатерти числились признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились лишь рабы и самые бедные слои населения. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Старом Риме и Старой Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эпохи. Их изготавливали из хлопка либо льна.

Культурные традиции старых греков и римлян отыскали свое продолжение уже в Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 г. В быту интенсивно употребляли посуду и скатерти. Эти предметы быта возникли на Руси ранее, чем в Западной Европе, так как российские перенимала византийский уклад жизни, чему содействовали развитые политические, торговые, культурные и военные дела. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только лишь для высших слоев населения, да и для обыденных фермеров. Скатерть в те времена почаще называли «столешник», но в обиходе были оба эти наименования.

Одним из самых ранешних свидетельств в пользу скатерти являются стихи римского поэта Марка Валерия Марциала. Представитель древней богемы упоминал о скатерти в качестве предмета домашнего обихода, который был неподменным в быту Старого Рима, еще в I веке. Правда, в то время скатерть рассматривалась быстрее с позиции обыкновенной тряпки, чем интерьерного декорации. Но, тем не наименее, в жизни Марка Марциала она уже присутствовала.

Столы во времена римского поэта сами по для себя являлись произведениями искусства, диковинными творениями древних камнерезов. Гравировки и причудливые орнаменты просто недозволено было скрывать под полотном! Поэтому патриции и иже с ними даже не думали о том, что ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) можно употреблять не только лишь в качестве стенного гобелена. Существенное количество ученых мужей от истории считает, что скатерть была известна еще ранее, в Старом Египте. Минусом версии является факт, что нет ни 1-го достоверного свидетельства в ее пользу, а плюсом — теория, что никто не мешал египтянину накрыть стол кусочком льняного полотна, создавать которое там уже умели. Я тоже придерживаюсь данной нам версии: думаю, что создать прототип скатерти не представляло никакой препядствия.

Легенды о скатерти

В качестве неотклонимого предмета интерьера скатерть возникает в богатых домах во времена Карла Величавого. Схожая мода связана с тем, что монарх весьма гордился своей скатертью, которая не горела в огне: она была сделана из асбестового полотна. По остальным источникам это не скатерть, а салфетки. Но в легенде огромное полотно смотрится уместнее: правитель обожал показывать свое приемущество над гостями, когда опосля званого ужина высылал освобожденную от посуды скатерть в камин. Пораженные гости следили, как слуги извлекали из пламени целое и невредимое полотно. Тем Карл будто бы гласил, что его империи не страшен даже огнь.

Есть схожая легенда и в Рф. Некоторый крестьянин на пути в город присел отдохнуть у реки, и увидел на срезе горы необыкновенный гранит, походивший на разваренное мясо: он отделялся от главный массы тонкими золотистыми прядями. Потрепав в руках маленький пучок этих прядей, крестьянин с удивлением отметил, что они перевоплотился в белое волокно.
Крестьянин не стал мудрить, и отнес волокно Демидову. Заводчик был поражен не меньше, но отдал приказ дать полотно пряхам. Те длительно судачили: вроде и на лен похоже, но, в то же время, и не лен. Представили, что шерсть, и решили поджечь небольшой кусок — запах пылающей шерсти ни с чем не спутать. И когда пламя задело прядей, рукодельницы ужаснулись: они не горели! Раскалялись, но не горели! Демидов на их крики о том, что у волокна колдовское происхождение, лишь рассмеялся. С его легкой руки асбест перевоплотился в каменный лен. С того “льна” была сотворена скатерть, которую Демидов самолично повез царю в подарок. Из почтения к гостю Петр I отдал приказ накрыть стол подаренной скатертью, но за обедом Демидов, будто бы бы случаем, пролил на скатерть вино и уронил жирное мясо. Петр возмутился — дескать, что ж ты, криворукий, собственный же подарок испачкал! Демидов извинился — “Я испачкал, я и выстираю”. И сунул скатерть в огнь. Возмущение царя достигнуло предела — не достаточно того, что испачкал, так к тому же спалить вздумал. Но заводчик успокоил царя, и вынул из камина незапятнанное, целое полотно.

Читайте также:  Носки из плюшевой пряжи крючком

Вернемся во времена Карла Величавого. Знать, прослышав о новейшей моде, здесь же схватила новое веяние. Как водится, господа аристократы стремились не попросту обзавестись скатертью, да и перещеголять друг дружку в плане пышности и помпезности приобретения. Естественно, это влияло и на стоимость: некие экземпляры оценивались в неописуемые суммы. Но ведь не только лишь знатным людям хотелось следовать моде, а поэтому и в домах поординарнее тоже старались накрыть стол прекрасным, незапятнанным полотном. Правда, это был не лен, а что-то наиболее доступное. Обыденный кусочек ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), изредка — увенчанный вышивкой либо какими-то расписными узорами. Распространившись по всем соц слоям, скатерть начинает свое путешествие далее — уже по близлежащим странам.

Древний Рим оставил скатерть в наследие Византии. Та, в свою очередь, передала ее на Русь. Российские люди приняли новинку с наслаждением, при этом льняные скатерти и рушники становились доступны всем слоям населения по мере развития ткачества из льняного волокна. Даже когда Римская империя упала — тогда и византийцы и русичи сохранили традицию накрывать стол, в то время как Западная Европа скисала в упадке. Вспомянуть хотя бы известную скатерть-самобранку из сказок — это ли не народное признание?

В VI-VIII веках скатерть мало сдает позиции. Люди предпочитали есть руками и вытирать их о одежку либо ближний кусочек ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которым как раз и оказывалась скатерть — здесь уж не до украшательств, прачки, как мне кажется, с разума сходили от господских причуд. Но позже она ворачивается на “начальную”, и вновь становится неотклонимым предметом. Ни в какой уважающей себя аристократической семье не садились ужинать, пока стол не будет накрыт белой льняной скатертью. Чем богаче семья — тем белоснежнее полотно. Бедняки не могли для себя дозволить таковой роскоши, а скатерть из остальных тканей не давала таковой белизны. Поэтому на лен накапливали, и позже передавали такую скатерть, как реликвию, по наследию. Очевидно, даже в случае приобретения драгоценного полотна оно все равно с течением времени утрачивало собственный первозданный вид: обычный народ не имел способности повсевременно отбеливать ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), в отличие от знати, в семьях которой содержался целый штат слуг, отвечающих за состояние столового белья.

Есть увлекательная версия, объясняющая популярность скатерти опосля Средневековья. Общество тех пор различалось пуританскими характерами, и славилось соблюдением серьезных норм морали, касающихся демонстрации оголенных частей тела. Представьте для себя — это касалось даже мебели! А поэтому необходимо было создать что? Верно, прикрыть ножки стола! Для данной нам цели совершенно подходила скатерть “в пол”, укрывающая этакое непотребство от человеческих глаз и спасающая население земли от греха. Утрирую, естественно, ну и в наше время это смотрится сущим маразмом, но тогда навряд ли кому-то было забавно. Мораль — она таковая.

Но всюду были — не могу именовать их хитрецкими, быстрее, удобными — люди, стремящиеся сберечь. Лен был драгоценным не только лишь при покупке, да и в эксплуатации: просто мнущийся и загрязняющийся материал добивался определенных денежных издержек на свое содержание в первозданном состоянии.Потому заботливые хозяева накрывали льняной скатертью хоть какой стол, стоящий на видном месте в декоративных целях, и употребляли ее лишь для особенных случаев. Скатерть на виду — означает, “соц статус” в полотняном плане доказан, и можно не хлопотать о собственном отставании от моды.

Скатерти служили украшением, да и полотно тоже не забывали украшать. Бахрома, кисти, вышивка и остальные элементы (на что хватало фантазии) помогали скатерти гармонически вписаться в интерьер. Все зависело от суммы, которую будущий обладатель готов был вложить в приобретение. Почаще всего декором служила сама ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), которую называли дамастом. Дамаст представлял собой льняное либо хлопчатобумажное полотно, на матовом фоне которого создавался блестящий узор из атласных нитей. Заглавие вышло от городка Дамаска, где в первый раз попробовали украсить ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) схожим методом. Не наименее пользующейся популярностью числилась вышивка “ришелье”. Но самой роскошной числилась скатерть, сшитая на заказ. Обычные лекала откладывались в сторону — мастер выкраивал полотно по размерам определенного стола. Если он был очень огромным, то вышивали несколько скатертей, и опосля делали из их одну. Так выходило из-за ограничений, вызванных размером ткацкого станка: ткач мог передвинуть челнок лишь на определенное расстояние.

На скатерть укладывали салфетки, пригодные под ее цвет и узор, которые делали роль подставок под горячее. Таковым образом убивали 2-ух зайцев: добавочно украшали стол, и защищали драгоценное полотно. Хозяева, желающие особо выделить собственный высочайший соц статус, стелили на стол сходу несколько скатертей: они снимались по одной при каждой смене блюд.

Естественно, на данный момент ухаживать за скатертью существенно проще, будь она льняная либо шелковая. Благодаря прогрессу в индустрии можно приобрести полотно хоть какого размера, цвета и с хоть каким узором. Скатерти с фотопечатью, из хоть какой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), и даже из спандекса — все, чего же душа пожелает. Но все таки белоснежная льняная скатерть считается неувядающей классикой.

Навряд ли в каком-то доме ужин на данный момент накрывают с таковым же размахом, как в древних замках. Но не стоит забывать о истории такового обычного предмета, который пронес свое предназначение и функции через века. Всякий раз, когда вы накрываете скатертью торжественный стол, помните: это не попросту дань красе и комфорту, да и продолжение старых аристократических традиций.
Источник

Как крестьяне называли скатерть

Байузакова Г.С., Жакипов Ж.Т., ТарГУ, г. Тараз, РК

Скатерти были известны уже в Старом Египте, где культивирова­ли лен и хлопок и умели выделывать из их тончайшие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Египетское полотно, полуистлевшие фрагменты которого находят в археологических раскопках, было узким, время от времени с вышивкой, а позже — с тканой цвет­ной каемкой.

Читайте также:  Как убрать заломы на замшевой обуви

Скатерти — весьма старый предмет обихода, вобрав­шие в свою историю культурные традиции, представле­ния о красе и ремесленные способности различных государств. В дорогие скатерти вплетались тончайшие золотые нити. Такового же типа были скатерти и на Древ­нем Востоке, в Иудее, в Персии, также в Старой Гре­ции и Старом Риме. В Средиземноморье уже за не­сколько веков до Рождества Христова и 1-ые не­сколько веков христианства скатерти из льна и хлопка были в широком обиходе. Непокрытыми были столы у рабов и бедноты, также в придорожных трактирах и на постоялых дворах. (Эта традиция в трактирах — деревян­ные скобленые столы без скатертей — выдержала прямо до XIX века. Возникновение скатерти на столах озна­чало увеличение статуса заведения.) В раннехристианских церквях во время литургии упо­треблялись скатерти — покровы на алтарь и алтарь. Они были непременно белоснежными — в цвет белоснежных одежд Агн­ца-Христа. Позже эти покровы стали наиболее шикарны­ми, даже из парчи. Опосля падения Западной Римской им­перии (476 г.), во времена ранешнего Средневековья (VI—IX вв.) характеры и обычаи в Западной Европе весьма загрубели, не только лишь чернь, да и знать была буйна и безграмотна. Скатертей, истинной посуды, постельного и даже на­тельного белья было мало. Ели и пили на больших плахах-столешницах, которые во время трапезы клались на козлы, а позже убирались к стенке. Мясную пищу подава­ли кусочками прямо на ломтях хлеба, которые и служили «тарелками»; часто позже их доедали слуги. Овощи, бо­бы и горох — еду бедноты — ели древесными ложка­ми из древесных долбленых мисок; время от времени посуда была из коры, бересты, пореже — глиняная, еще пореже — оловян­ная. Какие уж здесь скатерти! В Византии, другими словами в Восточной Римской империи, которая опосля падения Западного Рима просуществовала еще практически тыщу лет (до падения Константинополя-Царьграда в 1453 г.), традиции древней культуры, сохра­нившиеся от греков и римлян, не прерывались. В ходу были и скатерти, и посуда. Русь, воспринявшая от Визан­тии православие и имевшая с ней тесноватые торговые, поли­тические, военные и культурные контакты, усваивала ви­зантийский обиход. Потому отменная посуда и скатерти возникли у нас чуть ли не ранее, чем в Западной Ев­ропе. На Руси льняное ткачество, одно из главных кресть­янских ремесел, сделало скатерти, также полотенца-рушники обыденным предметом не только лишь княжеского и бо­ярского, да и крестьянского обихода. Само слово «ска­терть» было в российской речи вместе с остальным на­званием этого предмета: «столешник». Скатерть давно воспринималась как символ благополучия, благосостояния. Недаром скатерть-самобранка — один из возлюбленных моти­вов российских сказок, а полотенца-рушники повсевременно при­сутствуют в песенном, в особенности свадебном и погребаль­ном фольклоре. Они входят в обрядовый обиход Рф. Жены должны были к свадьбе наткать полотенец, что­бы одарить ими всю родню жениха. Полотенцем наискось через плечо повязывался дружка жениха. На рушнике, символизирующем скатерть доброжелательного стола, пода­ют хлеб-соль. На особых длинноватых полотенцах несли и опускали в землю гроб, часто покрытый скатертью — отпировался, дескать. В российских городках были особые «хамовные» слободы, где вырабатывалось столовое полот­но. В Москве до сего времени сохранились район Хамовники и Скатертный переулок близ Арбата.
Интерьерные скатерти появились в обиходе несколько позднее сервировочных. Достаточно длительно столы, ставшие уже не разборными, а стационарными, с прекрасными рез­ными ножками и подстольями, ничем не покрывались. Но к XV веку, открывшему в Европе эру Возрождения, столы стали накрывать особыми плотными тканя­ми. Мы отлично это знаем по живописи, сохранившей нам драгоценные свидетельства древнего обихода. В особенности точны в изображении актуальных тщательно­стей, в том числе скатертей и полотенец, нидерландские живописцы.
К слову, в Нидерландах выработка полотна особо куль­тивировалась. Узорные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которые использовались для покрытия столов, привозили с Востока — бархат, парчу, плотный шелк. Этими же тканями стали воспользоваться и во время церковной литургии для алтаря. С XVI века столы в домах богатых городских жителей и зна­ти стали накрывать коврами специальной выработки. Эти ковры с доминированием винно-красных, охристых и ко­ричневато-черных тонов видны на картинах германских ху­дожников и в особенности — на жанровых картинах и натюр­мортах «малых голландцев» XVII в.: Терборха, Метсю и др. Нрав орнаментов свидетельствует о восточных корнях этих ковровых скатертей. И, естественно, на голландских на­тюрмортах XVII века светится белизной известное голланд­ское скатертное полотно, принимающее на себя отсветы серебра, золотистого вина в бокалах, цветов и фруктов. Белоснежная скатерть на столетия заходит в натюрмортную живо­пись как возлюбленный мотив. В XVIII и XIX веках белоснежные скатерти везде 100­новятся обязательным участником сервировки стола. Но в интерьерах эры рококо, классицизма, ампира (от пер­вых десятилетий XVIII до 40-х годов XIX века) декоратив­ные скатерти практически не бытуют. Столешницы дела­лись из ценных пород дерева, часто инкрустировались; полировка выявляла неповторимую игру текстуры. В отдель­ных вариантах на столы накидывались кусочки узорной парчи либо расшитого шелка. В купеческих домах, вообщем, бе­лые скатерти употреблялись даже в «залах» (комнатах, вы­полнявших роль гостиной).
В помещичьих мастерских крепостные мастерицы рас­шивали особенными белошвейными приемами скатерти и бе­лье необыкновенной тонкости и изящества, платя за это сле­потой к 30 годам. В монастырях скатерти, салфет­ки и дорожки вышивали белоснежным по белоснежному, с переплетени­ями и мережками.
С распространением стиля бидермейер текстиль отво­евал свои позиции, которые вытеснял ранее серьезный и хо­лодноватый ампир. В моду входят узорчатые скатерти и салфетки различных размеров, которые полюбили раскладывать на все имеющиеся поверхности. Скатерти вышивают гладью и ришелье (с прорезями); в купеческих и мещанских домах все наперерыв вяжут белоснежные и цветные скатерти крючком.
Посреди XIX века скатерти, закрывающие стол практически до пола, соседствуют с мягенькой «кутаной» мебелью, с подушечками и пуфиками. Шторы и портьеры с фестона­ми и воланами находятся в конкретном контакте со скатертями, увенчанными пышноватой оборкой. Часто всю мебель одевали в британский ситец либо кретон и из него же делали покрывало на стол. Эта мода продержа­лась длительно, и лишь к концу века, в эру модерна, ино­гда опять стали появляться непокрытые столешницы. Но в большинстве домов (богатых и победнее, даже интелли­гентных) круглые и овальные столы в гостиных все-же накрывали скатертями. В модерне модны скатерти из плотных тканей болотно-зеленых, охристых, лиловатых тонов. Их украшают вышивками и аппликациями с узо­рами из гибких растительных мотивов. Много скатертей из узкого сукна, бархата, плотной шерсти с вышивкой шнурами, сутажом, тесьмой. Из Великобритании пришла мода на тканые скатерти с узорами по мотивам средневековых шпалер. Совершенно любопытно отметить, что любовь к украша­тельству в конце XIX века просочилась даже в аристократи­ческие дома. Зато интеллигенция в эти годы открыла себе красота народного искусства. В почти всех культур­ных и близких к искусству домах возникли скатерти из крестьянского (самотканого) полотна, из небеленого льна с крестьянскими же вышивками. Их стали брать на особых выставках народных ремесел; эти вы­ставки назывались Кустарными. Не считая того, некие земские деятели и энтузиасты народных художественных ремесел (Савва Мамонтов в собственном Абрамцеве и княгиня М.К. Тенишева в Талашкине под Смоленском) организо­высыпи создание предметов в «крестьянском духе», привлекая в мастерские мастеров-крестьян и специально обучая ребятишек. Некие из тогдашних учащихся возглавили художественные промыслы уже в русские времена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector