История скатерти

История скатерти

Первые скатерти использовали еще в Древнем Египте. В те времена египтяне уже хорошо освоили производство тонких тканей из хлопка и льна. Примеры египетского полотна, дошедшие до наших дней, позволяют достаточно уверенно заявлять, что производимое тогда полотно было достаточно тонким, и на нем присутствовали элементы цветной вышивки.

Скатерти используют в быту еще с древних времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции древних народностей. Скатерти считались признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились только рабы и самые бедные слои населения. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Древнем Риме и Древней Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эры. Их изготавливали из хлопка или льна.

Культурные традиции древних греков и римлян нашли свое продолжение уже в Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 г. В быту активно использовали посуду и скатерти. Эти предметы быта появились на Руси раньше, чем в Западной Европе, поскольку русские перенимала византийский уклад жизни, чему способствовали развитые политические, торговые, культурные и военные отношения. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только для высших слоев населения, но и для обычных крестьян. Скатерть в те времена чаще называли «столешник», однако в обиходе были оба эти названия.

Поначалу скатерти использовали по их основному назначению, однако в дальнейшем они стали применяться как предмет интерьера. До XV века было не принято покрывать стол скатертью для красоты, это делалось исключительно перед трапезой. Однако с началом Эпохи Возрождения столы начинают покрывать красивыми тканями, соответствующими интерьеру. Так, парчу, бархат и шелк привозили специально для этих целей с Востока. Однако в XVIII и до середины XIX века, когда в интерьерах преобладал классический стиль, декоративные скатерти практически не использовались.

Особое развитие ткацкое искусство получило в Голландии. В странах Европы материал, который применялся для изготовления скатерти, начали использовать в католических церковных обрядах.

В XVIII-XIX веках в моду входят скатерти белого цвета, без которых не обходилась ни одна трапеза. С середины XIX века люди снова возвращаются к использованию декоративных скатертей и салфеток, чему во многом поспособствовало распространение стиля бидермейер. В интерьере отходят от строгих форм и применяют кружевные и вышитые элементы. В моде скатерти, вышитые гладью, ришелье, а также связанные крючком из белых и цветных ниток. Практически в любом доме можно было увидеть множество подушек, пуфиков, которые гармонично сочетались с длинными скатертями до пола.

Современные производители предлагают потребителям огромный выбор скатертей. Они отличаются по размеру, цвету, рисунку, качеству материала и могут удовлетворить вкус любой хозяйки. Однако, как и раньше, наиболее ценятся скатерти из хлопка и льна. Производители часто добавляют к натуральным волокнам синтетические, благодаря чему ткань меньше мнется. Наиболее часто для торжественных случаев используют скатерти белого цвета. Особенно любимы хозяйками камчатные скатерти с блестящими объемными узорами.

Украшение стола: история скатерти

Издавна отношение к еде у людей было более серьезным. Пища становилась не просто источником утоления голода, но божественным даром, к которому относились с трепетом и уважением. Поэтому во всех домах обязательна была предобеденная молитва, а большинство языческих праздников напрямую связаны с посевом или сбором урожая. Естественно, что такое почтение выражалось в самом процессе сервировки стола и приема пищи. И неотъемлемый элемент этого ритуала — скатерть.

Истоки

Накрывать стол специальным полотном начинают еще древние египтяне. Они хорошо освоили производство тонких тканей из хлопка и льна, создавая не только одежду, но и скатерти. Судя по фрагментам льняных и хлопковых скатертей, найденных археологами, египтяне украшали ткань изящной вышивкой с традиционными узорами.

Древние греки относились к скатерти очень серьезно, поскольку за непокрытым столом сидели лишь рабы и нищие. Свободные же граждане, живущие в достатке, трапезничали за столом, покрытым тонкой скатертью. На территории Древней Персии и Рима скатерти для богатых домов вышивали золотом. Другими словами, традиция покрывать стол украшенной материей насчитывает несколько веков.

У нас скатерть появилась гораздо раньше, чем в Западной Европе, поскольку эту традицию, как и многие другие, мы переняли у византийцев. На Руси скатерть была в каждом доме, начиная от царских палат и заканчивая избой обычного крестьянина. На самые главные праздники и особые случаи стол застилали белоснежной скатертью — именно она была «парадной». В обычные же дни трапезничали на цветных скатертях, украшенных узором и вышивкой.

Скатерть стала важной составляющей приданого невесты. Такое столовое белье высоко ценилось, а изготавливали его, в отличие от других вещей, не невеста с подружками: скатерти для приданого заказывались в монастырях. Мастерицы отделывали белоснежную скатерть кружевом, расшивали шелковыми узорами. Работа была тонкая, утомительная, занимала немало времени.

Традиции и поверья

Ценность скатерти особенно ярко выражается в народных славянских приметах. В них можно проследить и характерную символику, и значение, которое предписывали данной вещи.

  • Одна из самых известных старинных примет — убрать со стола крошки необходимо раньше, чем разойдутся гости. В противном случае, если в доме есть незамужняя девушка, не видать ей жениха. Объясняется такое поверье просто: на Руси было принято сразу убирать скатерть после приема пищи. Если хозяйка после трапезы не может быстро навести на столе порядок, она — плохая хозяйка. А какая мать, такая и дочь.
  • Стол в русском доме воспринимался как ладонь божья. Поэтому ударить по столу, укрытому скатертью, – огромный грех. В этой примете выражается священное и почтенное отношение к пище, которую приходилось добывать тяжелым трудом.
  • Выражение «Скатертью дорога» также отражает почтительное отношение людей к изделию. Произнося эту фразу, наши предки желали, чтобы ухабистая и иногда едва проходимая дорога была такой же ровной, как скатерть, расстеленная на столе.
  • Чинить скатерть запрещалось — ее использовали до последнего, а после ни в коем случае не пускали на тряпки, но сжигали. Починить скатерть – значит, призвать в дом нищету.

Современный выбор

Сегодня скатерть уже не имеет столь священного значения, но является стильным элементом интерьера.

Материалы для изготовления скатертей уже не ограничиваются хлопком и льном — популярны модели из синтетических тканей, клеенчатые скатерти, и многие другие. Велико также и разнообразие форм — круглые и квадратные, прямоугольные и овальные — найти подходящую модель можно для любого стола. Набирают популярность небольшие подставки под тарелки, выполненные из ткани, винила и даже бамбука.

В продаже широко представлены целые наборы, включающие в себя не только скатерть, но и салфетки. Отдельно стоит отметить и расцветки скатертей: классическая белая скатерть по-прежнему остается актуальной для торжественных и праздничных мероприятий. На каждый день предлагаются однотонные цветные или модели с ярким рисунком, в то время как изделия с вышивкой обычно принято преподносить в качестве подарка.

Таким образом, сегодня скатерть стала возможностью преобразить или поменять интерьер, внести что-то новое в привычную обстановку и сделать кухню или столовую более уютной.

Читайте также:  Платья для полных

Как крестьяне называли скатерть

Сегодня у каждого на столе лежит скатерть, но разве хоть кто-то задумывался над тем, как она появилась в нашем доме, кто её изобрёл, и почему вообще мы покрываем столы тканью?

История скатерти

Оказывается, что авторами являются древние египтяне, которые мастерски по меркам тех времён ткали полотна. Из исторических источников можем узнать, что скатерти были довольно тонкие, украшенные изображениями цветов. Благодаря этим знаниям мы можем узнать об особенностях быта того народа, их обычаях и традициях.

Если мы обратим внимание на живопись, то заметим, что даже на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», которая изображает последнюю встречу Иисуса Христа со своими учениками, на столе лежит скатерть. Это не самый важный элемент картины, но она всё-таки есть.

В древние времена за непокрытый стол могли сесть только бедные люди, крестьяне, люди побогаче накрывали стол красивой скатертью во время трапезы, что служило признаком достойного материального положения. В Древнем Риме, Греции и Персии мастера даже вплетали золотые нити, чтобы всё выглядело максимально роскошно и богато.

В самом начале скатерти использовались только лишь для украшения стола, но позже они стали достойной частью интерьера. Но примерно до XV века люди накрывали стол только во время обеда или ужина, ради приличия. И только в эпоху Возрождения, когда снова проснулся интерес к человеку, его деятельности, люди начинают совершенствоваться в узорах и приёмах шитья, чтобы всё идеально подходило под интерьер жилища. Особо искусные мастера покупали шёлк или бархат.

Но после Возрождения приходит эпоха Классицизма, подразумевающая под собой отсутствие бросающихся в глазах элементах. Всё должно быть официально и без излишеств. В XVIII—XIX веках в моду входят белые скатерти, они как будто ещё дышат Классицизмом, но его время уже проходит. Столы, покрытые белым полотном, выглядят изысканно и элегантно, поэтому эта мода сохраняется до сих пор. С середины XIX века любовь к украшениям возвращается. Мастерицы шьют полотна крючком, с использованием белых и цветных ниток. Они совершенствуются и в технике, кто-то вышивает гладью. Именно тогда люди заметили изящество в скатертях, свисавших со стола прям до пола.

В наше время уже нет какого-то определённого стиля и предпочтений, каждый может выбрать на свой вкус. Производители могут предложить разные ткани и узоры, ассортимент довольно богат.

Как крестьяне называли скатерть

Важно! Интересно заметить, что в России скатерти появились намного раньше, чем в Европе, хотя обычно всё происходило в точности наоборот. Это объясняется нашими близкими торговыми, политическими и экономическими связями с Византийской Империей, а значит и перенос части их культуры в нашу. А также развитие технологии пошива и изготовления стали развиваться, а значит покрыть стол во время обеда могли себе позволить все слои населения, например, крестьяне.

Если богатые люди волновались о чистоте своей речи, и большинство слов было заимствовано из иностранных языков, то они слабо менялись. Интересным будет то, как общались крестьяне, ведь у них есть много своих придуманных слов, которые было легко запоминать, и создавались они, скорее всего, благодаря ассоциациям.

По всем сказкам и мультикам мы видим, что в избе прямо посередине стоит большой деревянный стол и лавка. Столы обычно изготавливали из дуба и украшали резьбой. На столы клали подскатертники, а во время трапезы сверху их покрывали расшитыми скатертями, которые называли столешниками. В Москве даже есть переулок Столешников, когда-то там жили мастера, которые изготавливали скатерти.

Почитав историю, понятно, что у каждой вещи в нашем доме есть огромная история, и иногда стоит обратить на это внимание, это может быть интересно.

История скатерти

Первые скатерти использовали еще в Древнем Египте. В те времена египтяне уже хорошо освоили производство тонких тканей из хлопка и льна. Примеры египетского полотна, дошедшие до наших дней, позволяют достаточно уверенно заявлять, что производимое тогда полотно было достаточно тонким, и на нем присутствовали элементы цветной вышивки.

Скатерти используют в быту еще с древних времен. Этот предмет обихода отражает историю, культуру и традиции древних народностей. Скатерти считались признаком достатка и благополучия. За непокрытый стол садились только рабы и самые бедные слои населения. Дорогостоящие скатерти с вплетением золотых нитей делали в Персии, Иудее, в Древнем Риме и Древней Греции. В странах Средиземноморья стол покрывали скатертями еще до нашей эры. Их изготавливали из хлопка или льна.

Культурные традиции древних греков и римлян нашли свое продолжение уже в Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 г. В быту активно использовали посуду и скатерти. Эти предметы быта появились на Руси раньше, чем в Западной Европе, поскольку русские перенимала византийский уклад жизни, чему способствовали развитые политические, торговые, культурные и военные отношения. Развитие льняного ткачества на Руси привело к тому, что скатерти и рушники стали доступны не только для высших слоев населения, но и для обычных крестьян. Скатерть в те времена чаще называли «столешник», однако в обиходе были оба эти названия.

Одним из самых ранних свидетельств в пользу скатерти являются стихи римского поэта Марка Валерия Марциала. Представитель античной богемы упоминал о скатерти в качестве предмета домашнего обихода, который был незаменимым в быту Древнего Рима, еще в I веке. Правда, в то время скатерть рассматривалась скорее с позиции обычной тряпки, чем интерьерного украшения. Но, тем не менее, в жизни Марка Марциала она уже присутствовала.

Столы во времена римского поэта сами по себе являлись произведениями искусства, диковинными творениями античных камнерезов. Гравировки и затейливые орнаменты просто нельзя было скрывать под полотном! Потому патриции и иже с ними даже не задумывались о том, что ткань можно использовать не только в качестве настенного гобелена. Значительное количество ученых мужей от истории полагает, что скатерть была известна еще раньше, в Древнем Египте. Минусом версии является факт, что нет ни одного достоверного свидетельства в ее пользу, а плюсом — теория, что никто не мешал египтянину накрыть стол куском льняного полотна, производить которое там уже умели. Я тоже придерживаюсь этой версии: думаю, что сделать прообраз скатерти не представляло никакой проблемы.

Легенды о скатерти

В качестве обязательного предмета интерьера скатерть появляется в богатых домах во времена Карла Великого. Подобная мода связана с тем, что монарх очень гордился собственной скатертью, которая не горела в огне: она была изготовлена из асбестового полотна. По другим источникам это не скатерть, а салфетки. Но в легенде большое полотно смотрится уместнее: правитель любил демонстрировать свое превосходство над гостями, когда после званого ужина отправлял освобожденную от посуды скатерть в камин. Пораженные гости наблюдали, как слуги извлекали из пламени целое и невредимое полотно. Тем самым Карл словно говорил, что его империи не страшен даже огонь.

Есть подобная легенда и в России. Некий крестьянин на пути в город присел отдохнуть у реки, и заметил на срезе горы необычный камень, походивший на разваренное мясо: он отделялся от основной массы тонкими золотистыми прядями. Потрепав в руках небольшой пучок этих прядей, крестьянин с удивлением отметил, что они превратились в белоснежное волокно.
Крестьянин не стал мудрить, и отнес волокно Демидову. Заводчик был поражен не меньше, но приказал отдать полотно пряхам. Те долго судачили: вроде и на лен похоже, но, в то же время, и не лен. Предположили, что шерсть, и решили поджечь маленький клочок — запах горящей шерсти ни с чем не спутать. И когда пламя коснулось прядей, рукодельницы ужаснулись: они не горели! Раскалялись, но не горели! Демидов на их вопли о том, что у волокна колдовское происхождение, только рассмеялся. С его легкой руки асбест превратился в каменный лен. С того “льна” была создана скатерть, которую Демидов самолично повез царю в подарок. Из уважения к гостю Петр I приказал накрыть стол подаренной скатертью, но за обедом Демидов, словно бы случайно, пролил на скатерть вино и уронил жирное мясо. Петр возмутился — мол, что ж ты, криворукий, свой же подарок испачкал! Демидов извинился — “Я испачкал, я и выстираю”. И сунул скатерть в огонь. Возмущение царя достигло предела — мало того, что испачкал, так еще и сжечь вздумал. Но заводчик успокоил царя, и вытащил из камина чистое, целое полотно.

Читайте также:  Как почистить искусственную замшу

Вернемся во времена Карла Великого. Знать, прослышав о новой моде, тут же подхватила новое веяние. Как водится, господа аристократы стремились не просто обзавестись скатертью, но и перещеголять друг друга в плане пышности и помпезности приобретения. Конечно, это влияло и на цену: некоторые экземпляры оценивались в невероятные суммы. Но ведь не только знатным людям хотелось следовать моде, а потому и в домах попроще тоже старались накрыть стол красивым, чистым полотном. Правда, это был не лен, а что-то более дешевое. Обычный кусок ткани, редко — украшенный вышивкой или какими-то расписными узорами. Распространившись по всем социальным слоям, скатерть начинает свое путешествие дальше — уже по окрестным странам.

Античный Рим оставил скатерть в наследство Византии. Та, в свою очередь, передала ее на Русь. Русские люди приняли новинку с удовольствием, причем льняные скатерти и рушники становились доступны всем слоям населения по мере развития ткачества из льняного волокна. Даже когда Римская империя рухнула — и тогда византийцы и русичи сохранили традицию накрывать стол, в то время как Западная Европа скисала в упадке. Вспомнить хотя бы знаменитую скатерть-самобранку из сказок — это ли не народное признание?

В VI-VIII веках скатерть немного сдает позиции. Люди предпочитали есть руками и вытирать их об одежду или ближайший кусок ткани, которым как раз и оказывалась скатерть — тут уж не до украшательств, прачки, как мне кажется, с ума сходили от господских причуд. Но позднее она возвращается на “исходную”, и вновь становится обязательным предметом. Ни в одной уважающей себя аристократической семье не садились ужинать, пока стол не будет накрыт белоснежной льняной скатертью. Чем богаче семья — тем белее полотно. Бедняки не могли себе позволить такой роскоши, а скатерть из других тканей не давала такой белизны. Потому на лен копили, и потом передавали такую скатерть, как реликвию, по наследству. Разумеется, даже в случае приобретения дорогого полотна оно все равно со временем утрачивало свой первозданный вид: простой люд не имел возможности постоянно отбеливать ткань, в отличие от знати, в семьях которой содержался целый штат слуг, отвечающих за состояние столового белья.

Есть интересная версия, объясняющая популярность скатерти после Средневековья. Общество того времени отличалось пуританскими нравами, и славилось соблюдением строгих норм морали, касающихся демонстрации обнаженных частей тела. Представьте себе — это касалось даже мебели! А потому нужно было сделать что? Правильно, прикрыть ножки стола! Для этой цели идеально подходила скатерть “в пол”, укрывающая эдакое непотребство от людских глаз и спасающая человечество от греха. Утрирую, конечно, да и в наше время это выглядит сущим маразмом, но тогда вряд ли кому-то было смешно. Мораль — она такая.

Но везде были — не могу назвать их хитрыми, скорее, практичными — люди, стремящиеся сэкономить. Лен был дорогим не только при покупке, но и в эксплуатации: легко мнущийся и загрязняющийся материал требовал определенных финансовых затрат на свое содержание в первозданном состоянии.Поэтому рачительные хозяева накрывали льняной скатертью любой стол, стоящий на видном месте в декоративных целях, и использовали ее только для особых случаев. Скатерть на виду — значит, “социальный статус” в полотняном плане подтвержден, и можно не заботиться о своем отставании от моды.

Скатерти служили украшением, но и полотно тоже не забывали украшать. Бахрома, кисти, вышивка и прочие элементы (на что хватало фантазии) помогали скатерти гармонично вписаться в интерьер. Все зависело от суммы, которую будущий владелец готов был вложить в приобретение. Чаще всего декором служила сама ткань, которую называли дамастом. Дамаст представлял собой льняное или хлопчатобумажное полотно, на матовом фоне которого создавался блестящий узор из атласных нитей. Название произошло от города Дамаска, где впервые попробовали украсить ткань подобным способом. Не менее популярной считалась вышивка “ришелье”. Но самой шикарной считалась скатерть, сшитая на заказ. Стандартные лекала откладывались в сторону — мастер выкраивал полотно по размерам определенного стола. Если он был слишком большим, то вышивали несколько скатертей, и после делали из них одну. Так получалось из-за ограничений, вызванных размером ткацкого станка: ткач мог передвинуть челнок только на определенное расстояние.

На скатерть укладывали салфетки, подходящие под ее цвет и узор, которые выполняли роль подставок под горячее. Таким образом убивали двух зайцев: дополнительно украшали стол, и защищали дорогое полотно. Хозяева, желающие особо подчеркнуть свой высокий социальный статус, стелили на стол сразу несколько скатертей: они снимались по одной при каждой смене блюд.

Конечно, сейчас ухаживать за скатертью значительно проще, будь она льняная или шелковая. Благодаря прогрессу в промышленности можно приобрести полотно любого размера, цвета и с любым узором. Скатерти с фотопечатью, из любой ткани, и даже из спандекса — все, чего душа пожелает. Но все же белая льняная скатерть считается неувядающей классикой.

Вряд ли в каком-то доме ужин сейчас накрывают с таким же размахом, как в старинных замках. Однако не стоит забывать об истории такого простого предмета, который пронес свое назначение и функции сквозь века. Каждый раз, когда вы накрываете скатертью праздничный стол, помните: это не просто дань красоте и уюту, но и продолжение древних аристократических традиций.
Источник

Как крестьяне называли скатерть

Байузакова Г.С., Жакипов Ж.Т., ТарГУ, г. Тараз, РК

Скатерти были известны уже в Древнем Египте, где культивирова­ли лен и хлопок и умели выделывать из них тончайшие ткани. Египетское полотно, полуистлевшие фрагменты которого находят в археологических раскопках, было тонким, иногда с вышивкой, а позднее — с тканой цвет­ной каймой.

Скатерти — очень древний предмет обихода, вобрав­шие в свою историю культурные традиции, представле­ния о красоте и ремесленные навыки разных стран. В дорогие скатерти вплетались тончайшие золотые нити. Такого же типа были скатерти и на Древ­нем Востоке, в Иудее, в Персии, а также в Древней Гре­ции и Древнем Риме. В Средиземноморье уже за не­сколько столетий до Рождества Христова и первые не­сколько веков христианства скатерти из льна и хлопка были в широком обиходе. Непокрытыми были столы у рабов и бедноты, а также в придорожных трактирах и на постоялых дворах. (Эта традиция в трактирах — деревян­ные скобленые столы без скатертей — продержалась вплоть до XIX века. Появление скатерти на столах озна­чало повышение статуса заведения.) В раннехристианских церквях во время литургии упо­треблялись скатерти — покровы на жертвенник и алтарь. Они были обязательно белыми — в цвет белых одежд Агн­ца-Христа. Позднее эти покровы стали более роскошны­ми, даже из парчи. После падения Западной Римской им­перии (476 г.), во времена раннего Средневековья (VI—IX вв.) нравы и обычаи в Западной Европе очень огрубели, не только чернь, но и знать была буйна и неграмотна. Скатертей, настоящей посуды, постельного и даже на­тельного белья было немного. Ели и пили на огромных плахах-столешницах, которые во время трапезы клались на козлы, а потом убирались к стене. Мясную еду подава­ли кусками прямо на ломтях хлеба, которые и служили «тарелками»; нередко потом их доедали слуги. Овощи, бо­бы и горох — пищу бедноты — ели деревянными ложка­ми из деревянных долбленых мисок; иногда посуда была из коры, бересты, реже — глиняная, еще реже — оловян­ная. Какие уж тут скатерти! В Византии, то есть в Восточной Римской империи, которая после падения Западного Рима просуществовала еще почти тысячу лет (до падения Константинополя-Царьграда в 1453 г.), традиции античной культуры, сохра­нившиеся от греков и римлян, не прерывались. В ходу были и скатерти, и посуда. Русь, воспринявшая от Визан­тии православие и имевшая с ней тесные торговые, поли­тические, военные и культурные контакты, усваивала ви­зантийский обиход. Поэтому хорошая посуда и скатерти появились у нас едва ли не раньше, чем в Западной Ев­ропе. На Руси льняное ткачество, одно из основных кресть­янских ремесел, сделало скатерти, а также полотенца-рушники обычным предметом не только княжеского и бо­ярского, но и крестьянского обихода. Само слово «ска­терть» существовало в русской речи наряду с другим на­званием этого предмета: «столешник». Скатерть издавна воспринималась как знак благополучия, благосостояния. Недаром скатерть-самобранка — один из любимых моти­вов русских сказок, а полотенца-рушники постоянно при­сутствуют в песенном, особенно свадебном и погребаль­ном фольклоре. Они входят в обрядовый обиход России. Невесты должны были к свадьбе наткать полотенец, что­бы одарить ими всю родню жениха. Полотенцем наискось через плечо повязывался дружка жениха. На рушнике, символизирующем скатерть гостеприимного стола, пода­ют хлеб-соль. На специальных длинных полотенцах несли и опускали в землю гроб, нередко покрытый скатертью — отпировался, мол. В русских городах были специальные «хамовные» слободы, где вырабатывалось столовое полот­но. В Москве до сих пор сохранились район Хамовники и Скатертный переулок близ Арбата.
Интерьерные скатерти возникли в обиходе несколько позже сервировочных. Довольно долго столы, ставшие уже не разборными, а стационарными, с красивыми рез­ными ножками и подстольями, ничем не покрывались. Но к XV веку, открывшему в Европе эпоху Возрождения, столы стали накрывать специальными плотными тканя­ми. Мы хорошо это знаем по живописи, сохранившей нам драгоценные свидетельства старинного обихода. Особенно точны в изображении жизненных подробно­стей, в том числе скатертей и полотенец, нидерландские художники.
Кстати, в Нидерландах выработка полотна особо куль­тивировалась. Узорные ткани, которые использовались для покрытия столов, привозили с Востока — бархат, парчу, плотный шелк. Этими же тканями стали пользоваться и во время католической литургии для алтаря. С XVI века столы в домах зажиточных горожан и зна­ти стали накрывать коврами специальной выработки. Эти ковры с преобладанием винно-красных, охристых и ко­ричневато-черных тонов видны на картинах немецких ху­дожников и особенно — на жанровых картинах и натюр­мортах «малых голландцев» XVII в.: Терборха, Метсю и др. Характер узоров свидетельствует о восточных корнях этих ковровых скатертей. И, конечно, на голландских на­тюрмортах XVII века сияет белизной знаменитое голланд­ское скатертное полотно, принимающее на себя отсветы серебра, золотистого вина в бокалах, цветов и фруктов. Белая скатерть на столетия входит в натюрмортную живо­пись как любимый мотив. В XVIII и XIX веках белые скатерти повсеместно ста­новятся непременным участником сервировки стола. Но в интерьерах эпохи рококо, классицизма, ампира (от пер­вых десятилетий XVIII до 40-х годов XIX века) декоратив­ные скатерти почти не фигурируют. Столешницы дела­лись из ценных пород дерева, нередко инкрустировались; полировка выявляла изысканную игру текстуры. В отдель­ных случаях на столы накидывались куски узорной парчи или расшитого шелка. В купеческих домах, впрочем, бе­лые скатерти употреблялись даже в «залах» (комнатах, вы­полнявших роль гостиной).
В помещичьих мастерских крепостные мастерицы рас­шивали особыми белошвейными приемами скатерти и бе­лье необычайной тонкости и изящества, платя за это сле­потой к тридцати годам. В монастырях скатерти, салфет­ки и дорожки вышивали белым по белому, с переплетени­ями и мережками.
С распространением стиля бидермейер текстиль отво­евал свои позиции, которые теснил до этого строгий и хо­лодноватый ампир. В моду входят кружевные скатерти и салфетки всевозможных размеров, которые полюбили раскладывать на все имеющиеся поверхности. Скатерти вышивают гладью и ришелье (с прорезями); в купеческих и мещанских домах все наперебой вяжут белые и цветные скатерти крючком.
В середине XIX века скатерти, закрывающие стол почти до пола, соседствуют с мягкой «кутаной» мебелью, с подушками и пуфиками. Шторы и портьеры с фестона­ми и воланами находятся в непосредственном контакте со скатертями, украшенными пышной оборкой. Нередко всю мебель одевали в английский ситец или кретон и из него же делали покрывало на стол. Эта мода продержа­лась долго, и только к концу века, в эпоху модерна, ино­гда снова стали появляться непокрытые столешницы. Но в большинстве домов (богатых и победнее, даже интелли­гентных) круглые и овальные столы в гостиных все-таки накрывали скатертями. В модерне модны скатерти из плотных тканей болотно-зеленых, охристых, лиловатых тонов. Их украшают вышивками и аппликациями с узо­рами из гибких растительных мотивов. Много скатертей из тонкого сукна, бархата, плотной шерсти с вышивкой шнурами, сутажом, тесьмой. Из Англии пришла мода на тканые скатерти с узорами по мотивам средневековых шпалер. Вообще интересно отметить, что любовь к украша­тельству в конце XIX века проникла даже в аристократи­ческие дома. Зато интеллигенция в эти годы открыла для себя прелесть народного искусства. Во многих культур­ных и близких к искусству домах появились скатерти из крестьянского (домотканого) полотна, из небеленого льна с крестьянскими же вышивками. Их стали покупать на специальных выставках народных ремесел; эти вы­ставки назывались Кустарными. Кроме того, некоторые земские деятели и энтузиасты народных художественных ремесел (Савва Мамонтов в своем Абрамцеве и княгиня М.К. Тенишева в Талашкине под Смоленском) организо­вывали производство предметов в «крестьянском духе», привлекая в мастерские мастеров-крестьян и специально обучая ребятишек. Некоторые из тогдашних учащихся возглавили художественные промыслы уже в советские времена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector