Татарский национальный костюм эксклюзив

Татарский национальный костюм эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных “восточных” цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды “штаны с широким шагом”.

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. “Городские” калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения – охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Проектная работа. Татарский народный костюм

Проектная работа. Татарский народны костюм

Скачать:

Вложение Размер
kostyum_ignatev.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1

Алексеевского муниципального района

II Всероссийская краеведческий конкурс

«Красота родного края»

Номинация: «Национальный костюм»

Тема: Национальный костюм татарского народа!

Ученик 6-а класса

МБОУ Алексеевской СОШ №1

Игнатьев Вадим Сергеевич

Шайхутдинова Лилия Магфуровна,

учитель татарского языка и литературы

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Татарский национальный костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных “восточных” цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская национальная одежда татар

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар . Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды “штаны с широким шагом”.

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувь ю были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения – охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Итог: История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

4. Д.М. Исхаков «Этнография татарского народа.» -Казань: Магариф, 2004 год.

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 1

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы – сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Основные элементы татарского национального костюма

  • Интересное

Как и любая вещь гардероба, татарский национальный костюм имеет свои отличительные черты и особенности. Подобные характеристики связаны с его основными элементами, присутствующими на костюме.

В своем национальном костюме эта народность решила включить традиции Востока и до сих пор выступает в качестве одной из самых красивых и оригинальных одеяний. О них и об истории создании татарского национального костюма будет рассказано в статье.

Что отличает татарский национальный костюм от других

Основные элементы в одежде татар были общики. В качестве отличительного признака национального татарского костюма можно назвать его форму (трапециевидная).

Представители данной народности долгое время носили рубашки, которые отличались своей длинной и шириной. По внешним характеристикам напоминали тунику.

Основа традиционного костюма (как у девушек, так и у юношей) – рубаха и широкополосные штаны.

  • До 19 века рубаху шили из полотнища, которое было перегнуто поперек. Она не имела швов в области плеч.

У татар, проживающий в Казани, рубаха имела воротник-стойку. Данный элемент одежды имела длинный покрой и являлась достаточно свободной.

У женщин ее длина доходила практически до пят. Кроме того, на женской рубашке присутствовал нижний нагрудник, который надевали под рубаху, для скрытия выреза на груди.

  • Брюки имели «широкий шаг». Мужчины носили штаны из полосатой ткани, а женщины – из однотонной. В праздничные дни штаны могли иметь пеструю расцветку.
  • Всю верхнюю одежду шили из шерсти, хлопка, сукна и пр. А обязательным аксессуаром верхней одежды явился поясок, который мог быть выполнен из разных видов тканей (бархат и прочее).

Отличительной особенностью одежды у женщин – наличие декоративных элементов, отделку различными дорогими тканями, мехом.

Цвета и оттенки тканей, из которых шили татарский костюм

Определенным значением обладал тот цвет, который был подобран при шитье татарского костюма. Именно благодаря цвету или его оттенку можно было понять, является ли человек женатым или разведенным, чем занят человек и пр.

В начале 18 века основополагающим цветом был красный и все его оттенки. Данный цвет говорил о родословности его владельца, а затем указывал на его денежную состоятельность.

Впоследствии вещи из красного цвета начали одевать исключительно по торжественным событиям. Иными словами, она начала считаться нарядной.

Белый цвет у татар, в отличие от многих других народов, считался цветом старости и траура. Если наряд из белого цвета был одет на женщину, то это говорило об ее переходе в более взрослый возраст (когда нельзя было иметь детей), либо о том, что человек собрался на похороны.

В настоящее время в костюмах современных татар преобладают яркость и колоритность цветов. В одеяниях мужчин и женщин чаще всего можно встретить изумрудный, сиреневый и синий цвет.

Их умело комбинируют с контрастными тонами, разнообразными узорами. Используют вышивку, благодаря которой наряд становится более интересным. В основном вышивку наносили ручным способом.

Какие аксессуары дополняли образ?

Образ каждого человека дополняется теми аксессуарами, которые он предпочитает носить. По наличию или отсутствию украшений можно было говорить о состоятельности семьи.

Речь идет об обсуждении не только женщин, но и пары.

Мужское население предпочитало носить перстни, в которых были инкрустированы крупные камни и оригинальные пряжки.

Девушки же предпочитали носить накосник. Он отличался разными цветами, материалами, формами.

Также татарки любили носить серьги. Нельзя было встретить девушку безе сережек. Уши у маленькой татарки были проколоты уже в три года. Это то украшение, которое девушка будет носить до старости.

Сережки являлись традиционным элементом национального костюма татар. Формы серег абсолютно разные. нимание женщины уделили украшениям и для шеи. Ими девушки могли закрыть глубокий вырез на рубахе.

Оригинальный аксессуар – перевязь. Татарки использовали подобный аксессуар для ношения в ее карманах тестов из Корана. Носили перевязь через плечо (для удобства).

Антифейк: учимся отличать татарский национальный костюм от подделки

Бережное отношение к истории своего народа начинается с мелочей — например с корректного использования национальных мотивов в костюме и с понимания того, за какой чертой начинается откровенная «матрешка», то есть, конечно же, «эчпочмак». Алмаз Загрутдинов собрал самые распространенные случаи применения татарских тюбетеек и орнамента и попросил этнографа Дину Гатину-Шафикову оценить степень их соответствия реальным историческим прототипам.

Официальные мероприятия

Встречи, проводы и прочий официоз. Девиз этого костюма: «Татарский дух с первого взгляда!». Заграничный чиновник, лауреат национальной награды, на худой конец, работник аэропорта — сердце каждого — цель, которую нужно поразить стрелой национальной исключительности. Полный ансамбль невозможен без чак-чака и застывшей дружелюбной улыбки — в идеале, даже Ким Чен Ын должен расплакаться и купить контрольный пакет акций завода по производству тюбетеек.

научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

Официальные мероприятия транслируют вовне узнаваемый образ республики: их адресат, как правило, — это гости, не знакомые с местной культурой. Поэтому в одежде используют стилизованные собирательные мотивы: в одном комплекте могут соседствовать и головной убор периода ханской Казани, и одежда второй половины XIX века. Сегодня нельзя точно сказать, как выглядела средневековая татарская одежда, — опираясь на археологические, визуальные и письменные источники, можно лишь ее реконструировать (к примеру, работы Михаила Викторовича Горелика). Однако есть широко известные и мифологизированные исторические фигуры, чей образ влияет на одежду, — например царица Сююмбике. С ней связаны такие визуальные маркеры, как головной убор в виде высокой конусообразной шапки с жесткой основой, по типу уборов золотоордынской знати, и длинные рукава, доходящие практически до пола (они служили признаком высокого сословного статуса). На моделях на официальных приемах мы видим платье в пол с длинными рукавами, чаще всего с воротником-стоечкой, иногда с нашитым нагрудником изү. В качестве украшений используются хаситә (нагрудная перевязь), броши, серьги и прочее. И, конечно же, высокий головной убор.

Сабантуй

Концентрат татарской хтони, бескрайний океан национального бессознательного, общероссийское нарицательное для полного балагана и легитимная причина сказать столичному товарищу: «Что ты знаешь о Татарстане, если не ставил жизнь на коня?». Сабантуй — сбывшаяся татарская мечта, где даже Басков скажет «исәнмесез» и Путин спляшет под баян.

научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

Современный Сабантуй для татар не столько праздник, который ознаменовывает окончание полевых работ, сколько место, где они могут познакомиться с традициями. Хореографические коллективы и певцы, выступающие на Сабантуе в национальных костюмах, — своего рода проводники народной культуры. Их одежда характерна для сельского населения первой трети ХХ века. Почему именно этот период? Возможно, это связано с советским прошлым, когда празднование Сабантуя было идеологизировано. В стране утвердилась рабоче-крестьянская власть, поэтому востребованным стал образ сельского татарина, да и из-за процессов урбанизации исчез городской татарский костюм.

Мужской костюм на таких мероприятиях представлен рубахой, тканевым поясом, штанами, тюбетейкой и кожаными сапогами. Женский — отрезным по линии талии платьем с длинными рукавами, фартуком и платком, повязанным на два противоположных угла. В целом это соответствует действительности. Но меня удивляет любовь современных дизайнеров к шароварам в мужском и женском костюме. Татары носили «штаны с широким шагом», но никак не шаровары по типу турецких. В наши дни что ни ансамбль, то все в укороченном платье, с виднеющимися штанами. Сложившийся сельский образ, постоянно тиражируемый на общественных мероприятиях, часто утрирован — это и использование многочисленного декора, и синтетические ткани, и укороченные платья и тому подобное. Хотя встречаются исключения.

Современные дизайнеры

Где та фэшиониста, что подружит свитшот с ичигами? Местные дизайнеры надеются в одну счастливую ночь увидеть фланеров в бомбере с татарским узором в инстаграме Jam Bar, но до победы еще далеко: пока что самое расхожее проявление дизайна a la tatar — футболки с надписью «Нам, татарам, лишь бы даром» у торговцев с Баумана.

научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

Никто не согласится ходить полностью в национальном костюме (к тому же его сложно изготовить), поэтому распространение получают только отдельные детали. Многие с удовольствием наденут украшение по национальным мотивам или стилизованный головной убор, а кто-то будет не прочь надеть платье с татарским растительным узором. Раньше национально окрашенный костюм был прерогативой девушек, практикующих ислам. Сейчас такая одежда стала универсальной, и в Казани элементы традиционной одежды могут носить девушки разных национальностей и культур. Так, в метро, рядом с учебным заведением или просто на улице можно встретить китаянку-студентку в серьгах с татарским узором или просто увлекающуюся этнической модой гостью города с брошкой, украшенной традиционным татарским декором. Для современных дизайнеров маркером «татарскоcти» в одежде стал орнамент. Всего в татарском орнаменте выделяют три основных типа: цветочно-растительный, геометрический и зооморфный. Последний наиболее редкий, в связи с запретом в исламе на изображение людей и животных. Исторически так сложилось, что в вышивке и кожаной мозаике преобладает цветочно-растительный орнамент. В ткачестве и некоторых видах ювелирной техники — скань, зернь — наоборот, геометрические узоры. У современных дизайнеров популярен именно растительный вариант орнамента. Один из наиболее известных мотивов орнамента — тюльпан. Изображение этого цветка было популярно еще в булгарском искусстве домонгольского и золотоордынского периодов. При этом, конечно же, общий вкус сдвинулся в сторону минимализма, поэтому дизайнеры используют орнаменты и декор в сдержанном варианте. Не могу сказать, что возвращение к корням и увлечение традиционными формами — чисто татарское явление. Рецепция как процесс поиска и переосмысления корней всегда была свойственна человеку. А в нынешних условиях всеобщей глобализации человек сильнее нуждается в осознании групповой идентичности и принадлежности к определенной культуре.

Татарская эстрада

Салават поет — краеведы плачут. Впрочем, петь не обязательно — ведь звезды татарской эстрады, судя по костюмам, каждый — соперник Киркорова, восклицание «матур! аж глаз режет» — высшая похвала, а концертный бренд «Татарча солянка» — лучшее обозначение эстетических ориентиров локальных светских львов. В войне за первые места чарта канала «Майдан» все средства хороши. А клип в татаро-цыганском костюме на фоне Биг-Бена по местным меркам тянет разве что на предупредительный выстрел в воздух — видали и не такое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector