Папаха: история и современность

Папаха: история и современность

Головной убор кавказская папаха: прошлое и современность.

Сегодня довольно редко можно увидеть такой необыкновенный головной убор как папаха.
Однако, у папахи есть очень интересная история существования, которая, несомненно, заслуживает, нашего внимания.
Несколько десятилетий назад на улицах кавказских городов и поселений сложно было встретить мужчину без папахи.
Папаха была символом успеха, достоинства, чести, маркером социального статуса мужчины, а не просто головным убором.

Как правило, у мужчин было даже несколько этих головных уборов — для разных праздников и циклов жизни: папаха повседневная «на каждый день» и торжественная «на свадьбу, юбилей, день рождения», были и папахи для траура, дней поминовения. Поэтому, зачастую, у взрослого мужчины могло насчитываться несколько папах на все случаи жизни.

Исторический словарь говорит о том, что папаха – высокая мужская шапка меховая. Слово тюркского происхождения, дословно — шапка. Папаха — принадлежность национальных костюмов некоторых горских этносов. Также папаха это головной убор без полей и козырька в военном обмундировании, как историческом, так и современном.

Известен факт, что в конце 19-начале 20 века папахи изготавливались не только из овчины или козьего меха, но и из шкур меха медведя, волка, и даже кенгуру! В военное время этот меховой головной убор должен был смягчать удары, ориентированные в голову.

Папахи бывают разные по материалу изготовления, длине ворса, высоте, форме, цвету. На Кавказе папахи изготавливают из овчины и козьего меха, каракуля. Цвет папах традиционный природный — молочно-белый, золотистый, коричневый, черный, серый.

В зависимости от меха, из которого сделана папаха, мех может быть коротким, средней длины или длинным — более 12-15 см. Ворс может быть прямым, волнистым или кучерявым.

Форма папахи может быть конусообразной или цилиндрической.

Что касается различий по военной тематике: отличают папахи по тому, какой военный полк носит этот головной убор. Так, например, Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска используют папахи похожие на конус с коротким мехом. Донские папахи — традиционно с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. Такую папаху еще называют кубанкой казачьей.

У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских казаков верх синий.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носят папахи чёрного цвета из овечьего меха и с длинным ворсом.

А вы знаете, что?
«Надавать тумаков» — известное выражение, не так ли? Тумаком называли пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак вкладывали металлические пластины, которые защищали воина от ударов шашки и сабли. Тумак становился непробиваемым и довольно тяжелым оружием и в рукопашном бою, когда неприятелю можно было «надавать тумаков».

В русской армии также был прообраз папахи — меховая шапка. Официальнов качестве зимнего головного убора в казачьих войсках папаха была определена в 1855 году. После революции для военных были введены ограничения в ношении национальных элементов одежды. Папахи были временно заменены «буденовками», но уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент обмундирования.

Было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. Во второй половине 20 века папаха переживала множество перипетий и изменений, но до сих пор потомки исторических папах несут службу в рядах военных обмундирований современной армии.

Что же до классической кавказской папахи — у горцев этот головной убор претерпевал крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было невозможно, традиция сильна до сих пор. Поэтому и сегодня на Кавказе сохраняется мастерство изготовления папах и даже отмечается факт, что молодые люди активно интересуются своей историей и стараются обзавестись, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Сохранению и поддержанию традиций способствует также трансляцияношения папахи известными людьми.

Так, например, Хабиб Нурмагомедов, выходец из республики Дагестан, российский боец смешанных единоборств, чемпион Европы по панкратиону, чемпион и обладатель кубка Евразии по рукопашному бою, двукратный чемпион мира и чемпион России по боевому самбо, победитель чемпионата мира NAGA по грепплингу, действующий чемпион UFC Ultimate Fighting Championship в лёгком весе по состоянию на 19 августа 2019 с гордостью носит головной убор — папаху (которая, кстати, сегодня приобретает второе имя «ШапкаХабиба»).

Потому как папаха — это часть национального одеяния его предков. Папаха стала непременным атрибутом Хабиба. Надевая этот головной убор, Хабиб демонстрирует уважение и привязанность к своему народу и культуре.

Традиционный головной убор горца — теперь визитная карточка спортсмена. С легкой руки Хабиба обладателями папахи, к примеру, уже стали известные спортсмены: Майк Тайсон и Криштиану Роналду. Благодаря российскому бойцу в мире теперь знают, что это — предмет национальной гордости и культурное наследие огромного региона России.

Что такое папаха?

Каждая этно-социальная группа обладает своими обычаями, традициями, образом жизни, мировоззрением. Особую роль играет одежда.

Она узнаваема, практична, согревает зимой и комфортна летом. Но что мы знаем о разных видах папах?

В статье пойдет речь о традиционном головной уборе казаков – папахе (фото).

История и определение папахи

Папаха — это головной убор, сшитый из овчины, каракуля. Его возникновение связывают с элементом военной формы народов Кавказа.

Мужской головной убор присутствует в гардеробе народов тюркских корней.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств:

  • в казачьих войсках;
  • в конвое Александра I;
  • степные войска на Урале, в Забайкалье;
  • кавказские войска Дагестана и Осетины;
  • конный дивизион Туркмении;
  • сибирские войска.

В 1992 году папаха как головной убор военнослужащих сил была отменена. Вновь ввели ее в ряды армии только в 2005 году. Носить шапку имеют право генералы, полковники Вооруженных Сил РФ.

Читайте также:  Шарф гарри поттера

До 1812 года головной убор шили из шкур медведей, баранов, волков. Человек показывал свои способности к охоте. А шапки отличались повышенной прочностью, способностью сгладить удар шашкой.

Папахи для парадного выхода обшивались галуном серебряного цвета, шириной 1 – 2 сантиметра.

В начале ХХ вв. донские, астраханские, оренбургские, сибирские, семиреченские казаки носили головные уборы только серого цвета. В период войн их сменяли черные. Папахи шили конусообразные с коротким мехом. Яркие цвета были под запретом.

Каждый мужчина имел три папахи: для свадьбы, повседневной носки и траурную.

Виды папах

Типы головных уборов различаются высотой меха, материалом, вышивкой донца.

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями.

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Его носили атаманы, казаки с хорошим финансовым достатком. Шили шапки из шкур с длинным мехом.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

В него вкладывали металлические пластины, чтобы уберечься во время сражения.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Головной убор призван воспитывать гордость и характер хозяина, выработать привычку держать спину ровно.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

Папаха «воронье гнездо» имеет черный цвет и высокий мех.

Возвращение папахи после революции

Революция 1917 года ознаменовалась не только переворотом власти, но и сменой национальной одежды. Казакам запретили носить привычные папахи, заменив их буденовками.

Разрешение на ношение традиционного головного убора войска получили в 1936 году. Шапки были черными, невысокими с нашивками в форме креста. Золотые цвета полос были у офицеров, черные – у рядовых. Спереди шапку украшал знак армии – красная звезда. Спустя четыре года папаху сделали головным убором высшего офицерского состава, а после смерти В. Г. Сталина ее было принято носить и у членов политбюро.

Для казака папаха – это символ гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение и уважение остаются.

ПАПАХА – ЭТО НЕ ПРОСТО ШАПКА.

И для горца, и для казака папаха – это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка
Папаха – это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: “Если голова цела, на ней должна быть папаха”, “Папаху носят не для тепла, а для чести”, “Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой”. У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи – это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе – практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение – когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама “воспитывает” человека, заставляя его “не гнуть спины”.

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Читайте также:  Как из платья сделать юбку

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: “Махмуд на месте, можем начинать”.

Донские папахи – с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод – шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: “Надавать тумаков”. Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, “надавать тумаков” неприятелю.

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют “бухарскими”. Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Папаха кавказская – какие виды бывают и как правильно выбрать?

На Кавказе всегда было почетно носить головной убор. Ведь не зря же говорят: «Если у тебя есть голова, то на ней должна быть папаха». Конечно же, времена меняются, а с ними и нравы. Сегодня уже не так часто вы встретите человека с красивой и прямой осанкой, голову которого украшает кавказская папаха.

Действительно, папаха – это украшение и олицетворение чести для мужчины. Каких-то лет 20-30 назад были распространены очень любопытные традиции в предместьях Кавказа. Например, никто и ни при каких обстоятельствах не имел права снимать с головы чужую папаху. Это расценивалось как оскорбление хозяина головного убора и очень часто влекло неприятные последствия.

Но, не все традиции, которые касались ношения папахи, были такими жесткими. В старину парень, который хотел показать девушке свои чувства прибегал к двум способам – либо он говорил ей лично об этом в танце, держа при этом в зубах кавказский кинжал, либо же подходил под ее окна и забрасывал свою папаху. Если девушка оставляла ее у себя, то считалось, что она принимает предложение руки и сердца, если же головной убор вылетал из окна обратно хозяину, то парень понимал, что его предложение отвергнуто.

Папаха кавказская – классификация по видам и качеству материала

Стоит отметить, что не всегда папахи на Кавказе были такими, какими мы привыкли видеть их сегодня. В 19 веке наибольшее распространение среди мужского населения горного края получили следующие виды папах: тканевые, сочетание ткани и меха, меховые, войлочные. Впоследствии именно меховые шапки и папахи вытеснили все остальные виды.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным и желанным. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки. В статье о каракулевых папахах и шапках вы можете прочитать о видах и том, как правильно и быстро определить качество каракуля. Посмотрите интересное видео кавказских головных уборах:

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении. Есть много видов и подвидов таких папах, многие из них представлены в категории «Чабанские папахи».

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков, что естественно.

Кроме видовой классификации, существует и разделение по изготавливаемому материалу внутри самого вида. Те же каракулевые папахи чаще всего изготавливаются из натурального каракуля трех сортов: Валек, Пулат и Антика. Мы не берем в счет искусственный каракуль либо дешевый молдавский. Кавказские мастера в своей работе используют только натуральные сорта каракуля.

Классические (чабанские) папахи изготавливаются из козлиной, овечьей и бараньей шкуры. Обыватели классифицируют эти папахи по внешним признакам: цвет (белый, черный, бурый), лохматость, наличие либо отсутствие запаха шкуры, длина шерсти и т.д.

Пример чабанской папахи из натуральной козлиной шкуры белого цвета:

Пример чабанской папахи из натуральной бараньей шкуры черного цвета:

Профессионалы же в своей практике пользуются совсем другими критериями (хотя, все вышеназванные тоже имеют значение): наличие либо отсутствие пролысин, густота шерсти, наличие завитков, аккуратность пошива, наличие шнурка для регулировки размера.

Читайте также:  Как измерить высоту голенища сапога

Все эти нюансы мы старались учесть при выборе мастера для изготовления папах, представленных в нашем интернет-магазине. За 2,5 года через наши руки прошло уже свыше 2000 папах и это позволяет нам утверждать, что при выборе папахи главным критерием отбора должно быть – качество использованного материала и аккуратность пошива.

Если вы набрали в поисковой системе что-то типа – папаха купить, то будьте уверены, что попали именно туда, где можно выбрать кавказский головной убор по своему вкусу высочайшего качества. Все представленные у нас папахи изготавливают настоящие профессионалы – народные мастера Дагестана – Салман Рабаданов и Якуб Ахмедов. Это люди, которые на протяжении десятков лет занимаются шитьем папах и в общем уже сшили свыше 40 000 экземпляров!

Папахи

Среди казачества, так же как и на Кавказе, откуда пришла традиция носить высокие шапки из меха овцы – папахи, к одежде особое отношение. Папаха – не просто шапка, согревающая владельца, она – постоянный спутник казака во всех делах. Ее нельзя потерять или отдать, с непокрытой головой не выходят из дома. Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

Исторические корни папахи

Слово «папаха» имеет корни тюркского (азербайджанского) происхождения. В дословном точном переводе, означаемое – шапка. На Руси, папахами, такие шапки стали называть только в XIX веке, в период участия казаков в Кавказских войнах, а до этого использовали разные названия. Самые распространенные были клобука или трухменка, как ее называли в донских войсках.

События революции ввели ограничения на ношение национальной одежды. Папахи исчезли из официальной формы, однако бережно хранились в семьях всех потомственных казаков. Позже, в казачьих частях было разрешено носить кубанки и папахи. Донце шапки выполнялось из сукна, имеющего цвет, отличающий принадлежность к тому или иному казачеству. Сверху нашивались две полосы-галуна в виде креста.

Роль папахи в жизни казака

Одежда, в том числе и шапка, многое расскажет о своем владельце, особенно если она часть национальной одежды, имеющей вековую историю. Она отражает индивидуальность обладателя, рассказывает о его принадлежности к сословию, роду казачьему.

Жизнь казачья была неразрывно связана с военной службой и служением Отечеству. Гардероб казака состоял из униформы и шапки-папахи. Любой из казаков мог легко определить принадлежность собрата к роду по деталям гардероба, цветам, другим отличиям.

Отношение самих казаков к своему гардеробу нашло отражение в поговорках: “Папаху одевают не для тепла – для чести!”, «Казаку важны две вещи, в его руках должна быть шашка, а голова покрыта папахой». В бою или пылу спора, если головной убор сбивали с головы, то это означает, что нанесли оскорбление, требующее ответа.

Папаха была элементом одежды зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, збруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна.

Интересны некоторые факты, связанные с традициями казачества и ношением папахи:

  • Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодоженами, как неуважение к ним и традициям.
  • С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке, и ждали. В случае быстрого возврата шапки, жди отказа.
  • Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.
  • С уважением относились к атаману. Перед ним шапку снимали, а он свою надевал.
  • Брошенная на землю в споре – она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца.
  • За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали дорогие для казака вещи, иконки, молитвы охранные.

Часть из них потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.

Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах

Папахи шьют из овчины. Они отличаются по цвету и длине ворса, высоте шапки и ее форме. Традиционные цвета: бурый, черный, серый, белый, с множеством цветовых вариаций. Отличается и верх шапки. В отличие от кавказских, где донце меховое, в казачьих шапках оно из сукна.

Исторически сложилось, что, например, у донских, кубанских, сибирских и уральских казаков донце изготавливается красного цвета с серебряным галуном. А северные казаки из забайкальского, астраханского, иркутского или уссурийского казачества носили папаху с желтым донцем. Из синего сукна шили донце для терского, оренбургского казачества, у амурского – оно было зеленым. Черный цвет для пошива верха тоже используется. Такие чаще носятся в качестве повседневной формы, в условиях полевого выезда.

На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.

Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.

В магазине Нагайка.рф представлены папахи для разных родов и случаев. Например, папаха из овчины Химич выполнена из белой овчины с красным донцем и серебряным галуном – нарядная и красивая. Она чаще одевается в особых торжественных случаях. А казачья папаха Шинкаренко, выполненная из бурой овчины, подходит для повседневного ношения, конного выезда.

Шелковистая натуральная овчина, идущая на пошив папах гипоаллергенна. Она легкая, удобная. Голова будет согрета в сильные морозы, и не будет потеть, перегреваться в солнечный день.

Папахи ручной работы в магазине Нагайка.рф

Папаха – головной убор на все времена. Она придает рост и формирует гордую осанку владельцу.

В магазине Нагайка.рф можно приобрести папахи разных моделей, которые изготовлены вручную из натуральной овчины по выкройкам казачьих скорняков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector