Как сшить ичиги своими руками

Как сшить ичиги своими руками

quote: кожаные сапоги на мягенькой подошве

Месье понимает толк в извращениях

Q6HKi posted 14-4-2010 23:39

quote: Originally posted by ЮрЮрыч:

Месье понимает толк в извращениях

Ну не совершенно. Сапоги – это зимний вариант, а на лето, естественно, полуботинки либо сандали. Основное – можно ли мягенькой подошвой ходить в городке?

ЮрЮрыч posted 15-4-2010 09:48

quote: можно ли мягенькой подошвой ходить в городке?

Вспомяните кеды в собственном детстве. Любой камешек ощущается. Но в городке по асфальту нормально. Прогуливался в мокасинах, подошва как бумага, сначала не по привычке. Позже привыкаешь.

Gloomytype posted 16-4-2010 22:54 Мдя . Если потянуло к истокам – то что не лапти , например ? Сшить вручную самому обувь полностью может быть , но трудно . Ну и фото для давания советов по теме неплохо-бы ))

STEPAN1983 posted 17-4-2010 03:34 В разделе “выживание” был увиден умелец, шьющий офигительные башмаки из кожи, но к огорчению я не помню ссылку, можно испытать поиск

Анастейша posted 18-4-2010 13:16

quote: Originally posted by Q6HKi:

как скоро сотрется подошва в городке

quote: Originally posted by Q6HKi:

из что ее обычно делают

quote: Originally posted by Q6HKi:

уютно ли в их будет в летнюю пору(25-30 градусов в Москве)?

Не думаю. При 25-30 лучше какие-нибудь сандалии. =)
Вообщем, попытайтесь выискать на просторах сети клуб исторической реконструкции “Серебряный волк”, там шьют историческую обувку. А по хитростям работы с кожей спрашивайте в Мастерской. Там умельцев много!

Нумминорих posted 18-4-2010 17:27 Лицезрел и разглядел в меру собственного осознания ичиги, в каких грузины выступали (любительский коллектив). Если любопытно – набросаю рисунки по памяти. Шить нетрудно, кожа мягенькая (не считая подошвы, естественно).

DIMAN2 posted 18-4-2010 17:42 Носил такие они неплохи для леса осень начало зимы но есть и утепленные в летнюю пору ноги просто сгорят в 25 это как в яловых сапогах на пляже

Gloomytype posted 19-4-2010 19:57 Любые бундесботинки завсегда лучше , поверьте уж на слово Мастеру с 20летним стажем ремонта обуви вашей , нубы )))Читаешь Форум – все творят . В жизни – на работу людей не найдёшь .

Q6HKi posted 21-4-2010 01:58 Анастейша, благодарю за таковой содержательный ответ, пожалуй, это все что я желал выяснить. Придется далее носить резиновые кеды

САНЯ1965 posted 21-4-2010 15:34

quote: Originally posted by Q6HKi:

Анастейша, благодарю за таковой содержательный ответ, пожалуй, это все что я желал выяснить. Придется далее носить резиновые кеды

Смотрите на мокасины.
Мне шили на заказ в Испании, 15 лет им ужЕ.
Подошву несколько раз перешивал.
Кеды ф топку

САНЯ1965 posted 21-4-2010 15:38

quote: Originally posted by Gloomytype:

Читаешь Форум – все творят . В жизни – на работу людей не найдёшь .

Не путайте хлеб и хобби.
Кузнецом я тоже работать не пойду, но в выходные для души клинки кую.
НО. Себе возлюбленного. Для дяди, да еще по низкой стоимости, пока не готов. И в этом принципная разница.

STEPAN1983 posted 21-4-2010 17:22 а я пойду У меня в конце концов хобби вырождается в профессию

Gloomytype posted 22-4-2010 00:08 Ну вот , темка скатилось к легкоожидаемогу – мокасинам . Либо , по правильному совету Анастейши – к срендевековым тапкам , что шьют реконструкторы . Выкроек и советов в инете много , я как-то сам желал испытать – но лень , если честно , ну и руки берегу . Но сложного ничего нет , терпенье и труд всё перетрут (с) .

quote: Originally posted by САНЯ1965:

Не путайте хлеб и хобби.
Кузнецом я тоже работать не пойду, но в выходные для души клинки кую.
НО. Себе возлюбленного. Для дяди, да еще по низкой стоимости, пока не готов. И в этом принципная разница.

Про “дядю” так гласит лишь тот , кто им никогда не был . ЭТО – принципная разница )) Всё остальное – компромиссы .

САНЯ1965 posted 22-4-2010 19:09

quote: Originally posted by Gloomytype:

Про “дядю” так гласит лишь тот , кто им никогда не был . ЭТО – принципная разница ))

Дядям я угождал два года. В итоге сообразил, что свойство они оплачивать не будут, а созодать дешевле (ужаснее) совесть не дозволяет. Потому все возвратилось в любительство.

САНЯ1965 posted 22-4-2010 19:12 Дальше по теме.

marc-carlson/shoe/SHOEHOME.HTM
– Footwear of the Middle Ages. Ресурс, посвященные реконструкции средневековой обуви, от 6 и до 15 века

http://www.mittelalterschuhe.de/
– веб-сайт Mittelalterschuhe. Европейская обувь 9-16 веков

http://www.hastings.ru/wp/?page_id=70
– мануал по изготовлению средневековой обуви. Правда, стилизованной, но есть много нужных советов

– мокасины своими руками

чавес posted 23-4-2010 23:14 ичиги это кавкзская обувь. что то вроде длинноватого кожанного носка. сверху на их одевались чабыры обувь из саромятной кожи. для вой тех времен вправду было весьма комфортно. так же ичиги предназначались для того чтоб перед молитвой (намаз) в сложных критериях допустим в дороге либо в полевых принимая омовение (абдез) заместо мытья ног довольно мыло провести по ичигам увлажненной рукою. при условии что ичиги были одеты на на ноги когда было принято мовение. в религиозной практике время от времени употребляются и на данный момент.

чавес posted 23-4-2010 23:17 к слову у тюркоязычных кавказсских народов ичиги именуются месси.

Анастейша posted 25-4-2010 14:04

quote: Originally posted by Q6HKi:

Придется далее носить резиновые кеды

Как делают ичиги

Студенты Казанского института технологии и дизайна пока обучаются технике казанской узорной кожи факультативно. Но в ближнем будущем этот предмет будет заходить в неотклонимую программку «обувного дела». Разбираемся, как создается краса.

Увлекательный факт: в нашем современном, на техническом уровне снаряженном мире больше людей обращаются к старым традициям, техникам – одним словом, к культуре прошедших лет.

Огромную популярность набирает техника казанской узорной кожи. Обучающихся не смущает ручной труд, они готовы постигать азы с самого начала. Приятным примером для меня послужило знакомство со студентами Казанского института технологии и дизайна. Пока они изучают данную технику в режиме факультатива, но, в ближнем будущем, как утверждает 1-ый педагог в этом направлении, мастер ичижного дела Ильдар Шайхутдинов, этот предмет будет заходить в неотклонимую программку «обувного дела». С ним-то мне и удалось побеседовать о значимости развития данного направления и выяснить много увлекательного о самом процессе.

До этого чем углубиться в процесс, хотелось бы мало поведать о истории развития «узорной кожи», о ее использовании в настолько всем знакомых ичигах. Предыстория казанской узорной кожи всходит к тюркским племенам, пришедшим в Поволжье в VIII-IX веках. С того времени за ними сохранилась слава о качественной выделке кожи, о мастерах обувного дела.

Самые ранешние экземпляры узорной обуви, в какой детали соединены «казанским швом», датируются концом XVIII — началом XIX века. Спрос в это время на наряженные ичиги был весьма высок. В одной лишь Казани выполнялось до 3-х миллионов пар в год.

Соответствующими чертами ичиг «полного узора» являются: высочайшее голенище, заполненное орнаментом и орнаментальной пришивной каемкой; по обе стороны голенища симметрично и близко друг к другу размещаются узоры; кожа употребляется в большей степени юфтевая.

Сначала XIX века бывшее в течение долгого времени домашним ремеслом шитье ичигов преобразуется в организационный промысел. Такие перемены произошли вследствие резвого развития в Поволжье с середины XVIII века кожевенной отрасли. Охото отметить, что сейчас в Казани есть несколько фабрик, занимающихся выделкой кожи, и конкретно кожу этих компаний выбирают большая часть местных мастеров, в том числе и Ильдар Гамирович. Он разъясняет это тем, что в отличие от турецкой либо итальянской кожи, «наша» кожа отлично адаптирована к климатическим условиям местности.

А сейчас о подготовке к процессу. Для начала следует избрать кожу. Потому что основная изюминка техники – это узорность, то следует выбирать пластичную, в меру мягенькую кожу. Обычно употребляется кожа из шкур большого рогатого скота и козы шириной 0,9-1,1 мм. Крайней именуют сафьяновой кожей. От этого и заглавие всем узнаваемых сафьяновых сапог. Дальше раскраивают детали по лекалам, делая маленькое количество надсечек на расстоянии 10-20 мм на изнаночной стороне для наиболее четкого соединения деталей.

Чтоб оценить ориентировочный вид готового изделия, раскроенные детали совмещают, закрепляя скотчем, и переворачивают на лицевую сторону. Опосля утверждения орнамента можно убирать все ненадобное и приступать к более сложному шагу.

Для начала подготавливают рабочее пространство. Стоит держать в голове, что от этого впрямую зависит, какова будет перегрузка на ваше тело. Следует избрать правильную высоту стульчика, чтоб ноги стояли под углом в 90 градусов. Станок – колодка, необходимо придвинуть как можно поближе к для себя. Расстояние от переносицы до станка обязано быть приблизительно 25-30 см.

Опосля этого, уже приготовленный крой расположить на колодке и можно начинать сам процесс. Для него будет нужно: особое шило с ушком; иголка, созданная для работы с кожей; мулине (лучше вискоза), нити которой уже намотаны при помощи веретена до определенной толщины и тачные нити (капроновые либо армированные).

Как сшить ичиги

В крайнее время особенной популярностью стали воспользоваться ичиги — мягенькие сапожки из натурального и искусственного меха. Они нужны у людей, ценящих комфортную и теплую обувь. Сшить своими руками такие сапожки совершенно нетрудно. Подбирая пригодные варианты материалов, может быть смастерить обувь, которую можно носить не только лишь дома, да и на улице.

Как создать выкройку для сотворения ичиги


Отыскать выкройку ичиг на просторах веба, также в направленных на определенную тематику журнальчиках не составит особенного труда. Сапожки состоят из нескольких частей: подошвы, голенища и верха. Но, можно создать выкройку и без помощи других. Для этого нужно произвести измерения ноги. Разглядим этапы построения легкой выкройки:

  • Самый обычной метод – это описать на бумаге ступню человека и придать ей округленный вид. При всем этом лучше пользоваться сторонней помощью, чтоб конур ноги был верно обрисован. Также можно обвести возлюбленные тапочки;
  • Нужно к каждой выкраиваемой детали добавлять пару см на свободу движения. Это зависит от того, как планируется носить будущую обувь. К примеру, она может носиться с плотными носками либо гетрами;
  • Дальше, оборачиваем бумагой вокруг пятки и узнаем подходящую высоту и длину по краям. В процессе этого процесса можно ставить отметки для облегчения предстоящего соединения частей выкройки;
  • Потом отмеряем нужную ширину и высоту голенища по икре и чертим прямоугольник;
  • Высота сапожек подбирается персонально;
  • Также для большего удобства и тепла можно создать стельку либо пользоваться готовой;
  • Добавочно вырезаются отвороты, если они предусмотрены и остальные элементы для предстоящего декорации.

Справка! Верх можно обвести буквально таковым же методом, как и ступню, наложив бумагу на ногу.

С течением времени можно перейти к наиболее сложным моделям и созодать истинные чертежи, меряя ногу при помощи линейки и сантиметровой ленты.

Принципиально! Необходимо отметить, что есть значимая разница меж правым и левым сапогом. Она состоит в том, в какую сторону развернута деталь подошвы. Другие элементы изделия схожи.

Как своими руками сшить ичиги


Опосля сотворения выкройки нужно приготовить пригодные для шитья материалы. Для этого пригодится два вида ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Для подошвы почаще всего используют клеенку либо кожу, т.к. она обязана быть крепкой, износостойкой, непромокаемой и не скользящей. Можно употреблять уже готовую подошву от старенькой обуви.

Для высшей части сапок можно употреблять разные материалы. Подходят такие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), как драп, мех, войлок, кожа. Для первой работы отлично подойдет искусственный мех. Также пригодятся нити, ножницы, мелок и швейная машина.

Справка! Для производства ичиг подойдет даже древняя дубленка. Потому не спешите выкидывать ненадобную зимнюю одежку.

Соблюдайте определенную последовательность действий:

  • Для начала следует выкроить нужные детали. Лекало прикалываются на материал при помощи булавок, обводятся мелом и вырезаются. Следует также прибавить пару см на обработку швов;
  • Обязано получиться по две пары деталей для голенища, подошвы и верха обуви. Также можно выкроить полосы для декоративной отделки и остальные декорации;
  • Подошву с изнаночной стороны следует проклеить флизелином. Для этого подошву обводят на флизелине. Полученную деталь накладывают на подошву и в течение 30-50 секунд держат под жарким утюгом;
  • Приступаем к пошиву. Поначалу боковые голенища сшиваются с внешной верхней частью сапожек. Остальные детали сшиваются швом вовнутрь;
  • Когда все элементы будут соединены, высшую часть голенища можно выкрутить наружу либо пришить декоративный отворот;
  • Дальше, можно приступить к украшению сапожек.

Внимание! Припуски на швы при сшивании голенища могут быть как снутри, так и снаружи зависимо от избранной модели и технологии производства. Внутренние припуски опосля сшивания нужно срезать, чтоб они не давали изделию доборной толщины.

Если в пошиве употребляется не толстый материал, то сапожки комфортно шить на швейной машине. Нужно заблаговременно потренироваться на отдельном куске ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), также подобрать лучший режим шитья и иголку. Если же детали плотные, то лучше их прошить вручную. Для этого необходимы крепкие нити и толстые иглы.

Декорации и декор для ичиг


Особенное внимание уделяется декорированию сапожек. Тут фантазия мастерицы быть может бескрайней и почти все зависит от умений создателя. Одним из обычных методов является роспись изделий акриловыми красками по ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Можно нарисовать узоры и орнаменты различной трудности как от руки, так и с внедрением трафаретов. Наиболее трудно создать вышивку и нашить бисер и бусинки.

В качестве декорации можно употреблять всякую имеющуюся фурнитуру. Это могут быть цепочки, сережки, калоритные клавиши, железные заклепки и остальные элементы. Прекрасно смотрится аппликация и готовые термонаклейки и нашивки. Добавят уникальности банты, цветочки и пуговицы.

В высшей части ичиг можно бросить маленькие отверстия на схожем расстоянии друг от друга. В их просто продеть шнурок, для предстоящего его затягивания и обеспечения наиболее плотного прилегания к ноге.

Таковым образом, доброкачественную, прекрасную и комфортную обувь можно не только лишь приобрести в магазине, да и смастерить ее своими руками. Для этого следует подобрать пригодные материалы и создать правильную выкройку. Отличительной индивидуальностью ичиг станет неповторимый авторский дизайн.

Пошаговое создание выкройки меховых тапочек и их пошив своими руками

В прохладное время года хождение в носках по ледяным полам не только лишь неуютно, да и чревато простудными болезнями. Фабричные изделия решают эту делему лишь отчасти, не создавая нужных удобств. Выходом из ситуации станут выкройка меховых тапочек и их изготовка своими руками. Своими руками сшитая обувь прекрасно смотрится, непревзойденно греет ноги, различается экологической чистотой и долговечностью. Из меха можно сделать тапки для всех членов семьи, независимо от их возраста.

  1. Выбор материала
  2. Подготовка выкройки
  3. Работа с подошвой
  4. Нужные инструменты
  5. Порядок пошива
  6. Видео

Выбор материала

На чувства при носке обуви почти во всем оказывает воздействие материал, из которого она сделана. Кроме удобства и презентабельности изделий, необходимо учесть такие аспекты, как гигиеничность, теплопроводимость и крепкость.

Для того чтоб своими руками сшить теплые домашние тапочки, можно употреблять последующие заготовки:

  1. Старенькый тулуп либо полушубок. Овчина различается высочайшими теплоизоляционными качествами, мягкостью и способностью тянуться. Тапочки из дубленки лучше созодать из рукавов либо полы, потому что спинную и грудную часть можно потом пустить на изготовка жилетки.
  2. Голенища зимних кожаных сапог. Натуральный материал имеет высшую крепкость и износостойкость. Минус заключается в том, что на нем очень узкий слой меха, которого недостаточно для надежной защиты от холода.
  3. Искусственный мех. Синтетические изделия отлично смотрятся, не страшатся сырости, без заморочек переносят машинную стирку. Сшить тапки несложно, но перспектива таковой работы непонятная – синтетика не впитывает воду и очень парит ноги. Есть большая возможность развития грибка и аллергических реакций.

Опосля выбора материала необходимо обусловиться с моделью тапочек. Зависимо от личных предпочтений, изготавливаемая пара обуви может иметь открытый либо закрытый мыс, задник либо голенище.

Старенькый тулуп Искусственный мех Голенища старенькых зимних сапог

Подготовка выкройки

Работа по выкройке тапочек из меха начинается с производства лекал. Отыскать готовые схемы можно в дамских журнальчиках либо на веб-сайтах рукоделия. Подходящий размер тапок выходит методом пропорционального роста либо уменьшения шаблонов. Но следует учесть, что отысканные варианты стандартизированные и могут не соответствовать выработанной идее. В таковых вариантах придется изготавливать выкройку из меха своими руками. Плюс в том, что это мероприятие достаточно обычное и не просит наличия проф способностей. Для его воплощения будет нужно несколько листов бумаги А4, ручка и ножницы.

Последовательность действий по созданию выкройки тапочек из меха последующая:

  1. Поставить ногу на лист бумаги и обвести стопу по контуру. Добавить с каждой стороны по 2 см на припуски. Если планируется создать детские выкройки, целенаправлено добавить еще по 2 см из расчета роста стопы малыша по мере взросления. Лекало подошвы готово.
  2. Сделать шаблон для носка. Можно создать это методом прикладывания последующего листа к стопе. Выбрав лучшую полноту, необходимо создать на листе загибы и обозначить их ручкой. Опосля этого избыточное срезать, оставив края для сшивания.
  3. Создать голенище (задники). Передняя часть выходит методом совмещения листа с лекалом носка. Потом бумага прикладывается к лодыжке, прорисовывается стык с задней частью подошвы.
  4. Вырезать симметричные выкройки для 2-ой ноги.

Выкройка тапочек переносится на мездровую сторону дубленки ручкой либо белоснежным маркером.

Вырезать заготовки необходимо отлично заточенными портновскими ножницами, в неприятном случае получить ровненькую деталь не получится.

Работа с подошвой

Перед тем как сшить тапочки из старенькых дубленок, необходимо учитывать, что удобство и удобство использования домашней обуви почти во всем зависят от функциональности подошвы. Эта часть тапок обязана быть нескользкой, теплой и в меру жесткой. Естественно, можно сделать ее лишь из натурального меха, но для сотворения доп теплоизоляционного слоя идеальнее всего применить войлок. Отлично подступают голенища от старенькых валенок. Если их в доме нет, можно приобрести на рынке толстые стельки для обуви. Их размер подгоняется под подошву, с которой будут срезаны избытки припуска.

Укреплять деталь к заготовке необходимо до начала сшивания тапок, для этого следует склеить оба элемента водостойким клеем. Наносить состав необходимо по бокам и полосами в центре, чтоб оставалось место для вентиляции.

Рекомендовано учитывать свойство войлока выделять маленькие фрагменты шерсти. Чтоб сделанные своими руками меховые тапочки не оставляли на полах мусор, стельку следует обшить хлопчатобумажной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) темного цвета.

Нужные инструменты

Для производства тапочек из меха своими руками потребуются последующие инструменты и материалы:

  • проф портновские ножницы, заточить которые можно методом разрезания тонкодисперсной наждачной бумаги;
  • бумага, картон либо калька для производства лекал;
  • портновский метр либо мягенькая рулетка;
  • острый ножик;
  • канцелярские принадлежности — ручка, маркер, карандаш, особая линейка для закруглений;
  • хлопчатобумажные нити №№ 30, 40 и 50, лавсановые №№ 22Л, 33Л, 55Л и 90Л, капроновые № 470К и 565К либо хлопколавсановые № 44ЛХ-1, 65ЛХ-1;
  • швейная машинка;
  • несколько игл для работы с плотными тканями.

Если планируется оторачивать швы толстыми кантами, которые бытовая швейная машинка не в состоянии обработать, добавочно будет нужно сапожное шило.

Порядок пошива

Поначалу необходимо приложить заготовки друг к другу, чтоб убедиться, что они буквально совмещаются меж собой. По мере необходимости необходимо провести доп подгонку. Чтоб детали не расползались во время сшивания, их необходимо накрепко зафиксировать – для этого можно употреблять канцелярские зажимы либо ниточное прихватывание через любые 4-5 см.

Пошив тапочек из меха своими руками проводится в последующей последовательности:

  1. Соединение голенищ (задников) с носками. Поначалу делается стыковочный шов меж заготовками, потом соединяются края задней части. Зависимо от проекта, шов может накладываться как со стороны меха, так и мездры. Чтоб избежать натирания стопы, выбор делается в пользу наружного шва.
  2. Соединение подошвы с верхом обуви. Тут целенаправлено строчить по мездре, создавая наружный шов. Опосля сшивания избытки по краям аккуратненько срезаются по уровню подошвы.
  3. Оторочка наружных швов. Делается она при помощи тесьмы, шнура либо декоративных косичек. На подошву можно приклеить натуральную кожу.

Финишным штрихом делаются верхние подвороты. По мере необходимости проводится декоративная отделка изделия блеском, бисером, наклейками либо красками.

Видео

Как сшить ичиги своими руками

Войти

Авторизуясь в LiveJournal при помощи постороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Как шили российские сапоги

САПОЖНИКИ* (* Та же несправедливость, что и с «пастухом». Зрительская публика обзывает сапожником отвратительного киномеханика). Сапожников, как и портных, называли еще швецами. «И швец, и жнец и в дуду игрец», иными словами – мастер на все руки.
Профессия почаще всего передавалась от отца к отпрыску либо от деда к внуку.
По преданию, правитель Петр самонадеянно взялся в один прекрасный момент сплести лапоть, но, как ни старался, не сумел окончить эту работу. Сшить сапоги не проще .
Лев Толстой, молвят, шил сапоги. Если сказать о этом истинному сапожнику, он ухмыльнется: книжки у величавого писателя выходили наверное намного лучше.
Сапожнику тоже нужен талант. Без любви к делу талант уходит. С что же начинается любовь к делу?
Никто не понимает.
Быть может, с кисловатого, ни с чем не сопоставимого аромата мокнущей кожи. Тому, кто воротит нос от этого аромата, сапожником не бывать. Быть может, эта любовь зарождается от скрипа и глянца новейших сапог, насаженых в первый раз юными ребятами, пришедшими на гулянье. А быть может, просто от того, что все люди от мала до велика ожидают от тебя данной для нас любви.
В детстве создателю данной для нас книжки удалось испытать жгучий энтузиазм к работе сапожника. Нетерпение самому испытать создать хоть несколько стежков при стачивании голенища было настолько велико, что приходилось всячески угождать сапожнику и даже подлизываться. Но мастер никогда не дозволит ученику чего-нибудть создать, если ученик не научился созодать то, что делается перед сиим. Хотя бывает и так, что следующая операция уступает в трудности предшествующей.
Для тебя охото обязательно тачать, наматывая на кулаки и со свистом продергивая в обе стороны концы дратвы. АН нет, голубчик! Научись-ка сначала всукать в дратву щетинку.
И вот сапожник, воспитывая терпение, указывает мальчонке кубышку — веретено узкой неплохой пряжи. Через крючок, вбитый в оконный косяк, протягивает четыре либо 6 нитей на длину будущей дратвы. Делит их напополам (по две либо по три) и от крючка начинает сучить дратву. Прижимая каждую пару нитей ладонью к колену, он скручивает их, а скрученные пары, в свою очередь, уже сами скручиваются вместе. Выходит дратва. Но ее, не снимая с крючка, нужно еще кропотливо проварить: десяток раз продернуть через кожаную складку, в которую наложен вар. Один запах этого темного клейкого снадобья, сваренного из пчелиного воска и еловой серы, другими словами смолы, приводит сапожника в особенное рабочее состояние!
Но дратва без щетинок еще не дратва, а полдратвы. Льняные концы ее, исходя на нет, кончаются тончайшими волосками. Свиная же щетина, если она реальная, имеет особенное свойство: щетинку можно расщепить, разобрать надвое вдоль. Сапожник на очах у мальчишки берет из пучка щетинку, расщепляет ее до половины, вставляет в этот расщеп конец дратвы и осторожно скручивает его поначалу с одной из щетинных половинок, потом с иной. Готово! Одно дело изготовлено. Сейчас бери шило, шпандырь и садись тачать голенища. Но сапожник почему-либо не торопится садиться на собственный маленький раскладной стул, он начинает протаскивать с веретена на крючок новейшие нити.
Несколько моточков готовых дратв постоянно должны быть в припасе даже и у дурного работника.
Ах как охото потачать! Опытнейший мастер, естественно, принудит научиться созодать то, что нужно, но не будет он и судьбу искушать: детский энтузиазм может так же стремительно погаснуть, как и вспыхнуть. Потому, вознаграждая молодого любознайку за терпение, сапожник дает создать ему несколько стежков .
Та же история выходит тогда, когда охото позабивать древесных шпилек в подошву либо в наборный каблук, позабивать с таковым же смаком, как делает это сапожник . Нет, не получишь ты молотка, научись сначала созодать эти самые древесные гвоздочки .
И вот будущий мастер лезет на печь, достает с кожуха высохшие березовые кружки, отпиленные на длину гвоздика. Эти кружки он колет молотком и ножиком на равные, схожей толщины плиточки либо пластинки, каждую такую плиточку, уперев ее в особый упор в доске, завостривает с 1-го края сапожным ножиком. И лишь позже, сложив несколько плиточек одна к иной, можно надрезать их снизу, уже наполовину заостренные, и скалывать гвоздики. Подрезал – сколол. Березовые шпильки с хрустом отваливаются от убывающих плиточек.
Мастер — живописец, человек владеющий талантом либо хотя бы рвением создать не ужаснее остальных, – любому звену собственного проф цикла присваивает слегка ритуальный, праздничный смысл.
Так, сапожник, придя к заказчику (Сапожники работали и у себя на дому, но почаще прогуливались по деревням, жили у тех, кому необходимы сапоги) и разложившись со своим инвентарем на лавке напротив окна, начинает сначала замачивать кожу. Отлично выделанный продукт – залог сапожной фортуны. Так вновь объявляется обоюдная связь, зависимость в труде от остальных дел и людей. Если скорняк выделал кожу шатай-валяй, сапожнику не позавидуешь.
Раскроив продукт и замочив кожу на голенища, мастер точит инструмент. Что лишь нет в его широкой торбе, не считая 2-ух крюков — этих огромных досок с очертаниями сапога! Здесь и ножики трех-четырех видов, и клещи, и плоскогубцы для натягивания размоченных головок на колодку, здесь и шилья, различные по длине, толщине и форме. Молотки, разгонки, рашпили и даже древесный «сапожок» для заглаживания ранта.
Опосля того как все готово: и дратва, и березовые шпильки, и кожа вымочена, сапожник начинает растягивать 1-ый крюк. Он закрепляет гвоздями на кривой (отсюда и слово «крюк»), вытесанной из елового корня сапогообразной доске размокшую кожу. И начинает ее тянуть на обе стороны, гладить образовавшиеся складки до того времени, пока они не пропадут. Это тяжелая, требующая терпения и сноровки работа. Бывало и так, что со свистом летели к дверям клещи и молотки.
Северные сапожники не признавали головок с язычками, фабричным методом вшитых в голенища. Сапожнику было надо непременно вытянуть крюки, другими словами создать головки и голенища из 1-го цельного кусочка кожи. Вот и пыхтели, разгоняя не исчезающие упорные складки.
В конце концов крюк вытянут. На сгибе кожа вроде бы потолстела, сгрудилась, а на углах, которые будут соединены в задник, растянулась и стала тоньше. Все закреплено стальными гвоздочками. Пока оба «крюка» выстаиваются, принимая подходящую форму, сапожник делает что-либо другое: то ботинки сошьет хозяйке (на двор к скотине ходить), то подметки подколотит либо обсоюзит (Обсоюзить – обшить сносившиеся головки сапог новейшей кожей) старенькые сапоги.
Конкретно шитье начинается с притачивания к голенищу так именуемой подклейки, другими словами внутренней подкладки. Если эта подклейка не на весь крюк, то нижние ее края мастер притачивает только к мездре голенища, он не прокалывает кожу насквозь. Не дай бог если он плохо ее пришьет! Заказчик, снимая в один прекрасный момент сапог, может вытянуть ногу из голенища вкупе с подклейкой. Такому сапожнику позор.
Опосля того как подшита подклейка, тачают фактически голенища, потом подшивают задник, этакий внутренний кармашек на месте пятки. Вставляют туда берестяные пластинки для твердости и прошивают пару раз. Лишь опосля этого можно сажать сапог на колодку и класть на нее стельку. Кожу на колодках снова тянут плоскогубцами, укрепляют гвоздями и дратвой, плющат и заравнивают. До этого чем прибить подошву, мастер обносит рантом всю сапожную ступню, срезает, сводит на нет прибитую по бокам полоску кожи.
На подошву идет бычатина – отборный продукт. (Бывали времена, когда пара подошв становилась валютным эквивалентом.) Если заказчик холостяк либо хороший франт, мастер подкладывал под подошву берестяные язычки, которые при ходьбе и при пляске скрипели. Иметь сапоги «со скрипом» числилось у холостяков и юных мужчин особенным шиком. Подошву приколачивают 3-мя рядами березовых шпилек, позже из кожаных обрезков набирают каблук. Все это ровняют, закрашивают и в конце концов зачищают изнутри кончики шпилек. Если продукт мягенький и заказчик снова же франт, сажают сапог «на траву». Выстоявшись «на траве», голенище приобретает форму гармошки. Почти все сапожники во время работы пели, остальные обожали побалагурить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector