Национальный костюм

Национальный костюм

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой. Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха (“тувыр”), холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи. Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан (“шовыр”) со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки. На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи (“тувыр”), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом (“ӱштӧ”) и передником (“ончаласакыш”). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста, верхний конец которого сшивался остроконечно. Интересно, что весь головной убор богато украшался вышивкой.

Сорока – второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твёрдой основе из бересты или кожи, а с боков к очелью пришивались завязки или “крылья”. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором мари. Она была заимствована у русских в период христианизации. Переняв саму форму головного убора, марийцы перенесли на неё свои орнаментальные мотивы.

Третий тип головного убора, бытовавший у всех трёх этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда с нашмаком. Шарпан – это полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой и тесьмой. Нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали только шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В тёплое время года они полотенцем обёртывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали ещё и шею.

Четвёртый тип головных уборов – платок из холста с вышивкой (“шовыч”). Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырёхугольный. Зимой надевали тёплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.

В качестве обуви носили лапти (“йыдал”) прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна (“ыштыр”, “вургыштыр”). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.

Другое по теме:

  • Марийские музыкальные инструменты
  • Марийский национальный танец
  • Кÿсле (“гусли”)
  • Национальная кухня
  • Кравец
  • Подкогыльо
  • Команмелна
  • Палыш
  • Марийская национальная вышивка
  • Декоративно-прикладное искусство

Интересный факт

Тут какой-нибудь интересный факт про это место..

Национальный костюм марийцев

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире. Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм — составная часть культуры этого народа.

Виды марийских традиционных костюмов

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.
Читайте также:  Башкирский национальный костюм

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам. Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет. Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой — шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы, которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

Традиционный марийский костюм (фото)

Основной территорией, на которой проживают марийцы, является междуречье Волги и ее левого притока Ветлуги. Этот финно-угорский народ рассеян по всем соседним областям и республикам, много его представителей на Урале. Марийский костюм входит в группу национальных нарядов народов Поволжья.

Структура этноса

Как каждый этнос, марийцы делятся на определенные группы. Обычно это связано с местом проживания. Можно выделить три основных подразделения: луговые (самые многочисленные), горные и восточные мари. Первые занимают Волго-Вятское междуречье, вторые живут на западе республики Марий Эл, третьи представляют собой потомков переселенцев из Поволжья в восточные регионы – Башкирию и Приуралье. Марийский костюм каждой из групп имеет отличительные особенности. Но основные детали костюма у всех марийцев одинаковые. Более того, мужской и женский костюмы этого народа в далекие времена отличались друг от друга только украшениями.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Читайте также:  Виды мужских шапок

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Отличительные черты

Как отмечалось выше, основные элементы национального наряда продиктованы природно-климатическими условиями. Поэтому помимо вышеперечисленных деталей комплекта в состав входили демисезонный кафтан (мыжер), шуба (ужга), зимняя обувь и головной убор. Эти вещи имели разный покрой – прямоспинные и отрезные по талии. Необходимо отметить, что все подгруппы имели свои отличительные детали – где-то спина была трапециевидной, вставлялись клинья, форма воротников была разной. Это касалось не только верхней одежды. Так, например, нательная рубаха (тувыр) у луговых, горных и восточных мари отличалась расположением разреза у горловины, длиной самой рубахи.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) – у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных – с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы. Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом. Он заключал в себе заклинания от нечистой силы. Это была вышивка или тесьма.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности – материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу – речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий белый цвет наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке – принадлежность ее к определенной этнической группе, социальный статус. Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Орнамент – «письмо из прошлого» и оберег

Цвета шерсти или шелка, которыми расшивали полотно, были в основном всех оттенков красного, коричневого. Костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, являются ярким и неотъемлемым элементом национальной культуры. Он несёт в себе ценнейшую информацию об этом народе, так как уходит корнями в доисторические времена, когда возникали первые рисунки, постепенно превращающиеся в орнамент, способный рассказать, чего боялись аборигены, чем занимались, что их окружало.

Самая важная деталь

Чем же еще, кроме длины и покроя нижней части рубахи, отличаются наряды мужчин и женщин мари? Как отмечалось выше, костюм марийский мужской дополняла валяная шапка. Женский же головной убор заслуживает отдельных слов, потому что это важнейший элемент наряда. Он делится на женский и девичий, поэтому кроме социального статуса и этнической принадлежности указывает и на возраст хозяйки.

Об их разнообразии можно написать отдельную статью. В давние времена марийские женщины использовали различные платки и повязки – об этом говорят археологические находки. У девушек было два вида повязок – на шерстяной основе и на кожаной. Они очень обильно украшались бисером и монетами.

Затейливый и неповторимый

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями – кольцами, серьгами и так далее.

Урок на тему “Марийский национальный костюм”

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель ИКН – Канюшкова Э.М.

Одежда разделяется на мужскую и женскую, девичью и замужних женщин, а также будничную, праздничную и свадебную и др. Одежда отражает этнические (родовые, племенные), а также общенациональные особенности. Представляет информацию как о самом человеке, так и его социальной среде, выражает эстетические идеалы эпохи. Сочетание компонентов одежды и предметов, ее дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создает ансамбль, называемый костюмом. При создании костюма используются принципы симметрии и асимметрии, нюанса или контраста, варьируются ритмы.

Основные этнографические группы марийцев: луговые, горные, северо-западные и восточные. Основной частью комплекта одежды всех групп марийцев как и у женщин, так и мужчин, была рубаха (тыгыр), сшитая из 3—4 полотнищ белого некрашеного холста, которую можно отнести к накладному типу, то есть надеваемую через голову (положенную на плечи). Покрой в обоих случаях был прямым (туникообразным), без клиньев. Шилась такая рубаха следующим образом: средняя часть переда и спинки выкраивалась из одного полотнища и перекидывалась пополам, делался также вырез горловины без всяких оборок, плечевых швов не было. Рукава пришивались по прямой линии с обеих сторон к среднему полотнищу. Часто использовали ластовицы. Рубаха восточных марийцев (итакан тувыр) существенно отличается от других групп. Верхняя часть ее была туникообразной, низ составлялся из нескольких полотнищ. На подол нашивали оборку из фабричной цветной ткани. Вырез ворота был прямой, воротники стоячие и отложные.

Читайте также:  Как вывести жирное пятно с джинс

Материалом для изготовления одежды служили ткани домашнего изготовления: холст, пестрядь и сукманина. Женская рубаха была более разнообразной и красочной, чем мужская. Ее шили длинной; в зависимости от того, в какой местности носили, и от влияния моды ее подбирали вверх с помощью тканого или вязаного пояска (ышты), украшенного в свою очередь бисерными снизками, кистями и монетами. Манера ношения рубахи была различной у разных локальных групп. Некоторые из них делали складки только спереди, другие — позади и над бедрами, третьи — только над бедрами, собирая у пояса, горные марийки носили ее с напуском, а восточные совсем не носили пояса. Кроме того, рубашка отличалась количеством и местом расположения вышивки, по разрезу на нагрудной части и по назначению ношения. Праздничная рубаха украшалась богаче, чем будничная. Невеста на свадьбу надевала подвенечную рубаху — кавынь тувыр. Мужская рубаха по сравнению с женской была более простой. Ее шили из одного прямоугольного полотнища, перегнутого пополам, и двух прямых или скошенных бочков. Прямой разрез ворота несколько смещен вправо. Рукав прямой. Носили рубаху навыпуск, длиной до колен.

Национальный костюм марийцев

В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное.

Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества.

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл. Попробуем разобраться в значении орнамента марийской вышивки:

Родовое дерево (Еш пушеηге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава). Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол). Квадрат – это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеηге). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол). Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ). Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Лошадь (Имне). Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Бабочка (Лыве). Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Божественная чистота. Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Лебеди (Йÿксö). Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

Данная информация предоставленна с сайта ensaj.aboutmari.com

Приведем стихотворение Т. Сафроновой “Марийский узор“:

Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление –
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью –
Ведёт узор волшебный разговор.

Традиционная марийская вышивка становится модной

Марийская вышивка из собрании Далматова

В собрании Далматова имеется несколько страниц посвященный марийской вышивки. На первой фотографии мы видим марийскую рубашку целиком. Как раз подобная ей и экспонируется в этнографическом музее г. Козьмодемьянска. Рубашка эта относится к луговым марийцам, проживающим на другом берегу Волги.

Марийская вышивка подходит к деловому костюму?

Марийская вышивка подходит и к деловому, а также спортивному, повседневному костюму. Смотрите видеосюжет на канале “Марий Эл ТВ”.

Бизнес на изготовлении национальных костюмов

Бизнес на изготовлении национальных костюмов – таким видом деятельности занимаются в республике десятки женщин. Причем большинство из них – уже в почтенном возрасте. Доход от продажи марийских костюмов – это хорошая прибавка к пенсии, утверждает каждая. А вот конкуренции – не боятся. Говорят – деньги деньгами, а опыт передавать надо – молодому поколению.

Читайте также:

  1. Марийский национальный орнамент
  2. Символика марийских оберегов
  3. Марийская вышивка
  4. Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки

Марийские сувениры

Фотогалерея

    Помощь сайту

    Понравился сайт?
    Вы можете внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:

    WMZ:259869477505
    WMR:375251961390

    41001813360206

    Деньги пойдут на развитие сайта. В примечании к платежу, пожалуйста укажите Ваш e-mail адрес.
    Администрация сайта.

    Наши партнеры

    Copyright © 2009-2013 Марийские обереги и сувениры.| Все права защищены.|

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector