Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»

оо
Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»

Приятного дня, дорогие друзья!

Продолжаю фоторепортаж сБольшого фестиваля адыгской культуры“.

Представляю Вашему вниманию третью часть, посвящённую адыгеской национальной одежде.

Одежда адыгов, особенно женская, богато украшается орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями – позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями.

Шитьем мужской и женской одежды занимаются все женщины с раннего возраста.. Одежда женщины и девушки украшается богато и имеет дорогой и нарядный вид.

Будничные верхние платья более скромные и простые по убранству и покрою. Четырех – шестиклинная юбка гладкая или в складочку пришивается к кофточке, которая шьётся по фигуре, рукава длинные и прямые с узким обшлагом.

Более богатые варианты платья украшаются золотым шитьем и позументами. “Цый”-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляют из шерсти материал для шитья “цыя”. Покрой “цыя” отличается от “сая” лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть “цыя”, до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых “кIыIун”, “кIыIушъхь”.

Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету “цыя”, так как он одевается под “цый”. Форма покроя такая же как и у “цыя”, только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса.

Бурка и башлык у адыгов служат для защиты от дождя и холода и изготовляется руками мастериц-адыгеек. Без неё немыслимо представить кавказца-мужчину. Она легкая,прочная и одновременно удобная для всадника.

Бурка у чабанов называется «ГОБЭНЕЧ». Бурка делается из овчины, шерстью наружу, и из войлока. В случае необходимости подпоясывается поясом, отделанным серебром.

Бурка служит верхней одеждой.

Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Благодарю за внимание!

Фоторепортаж «Большой фестиваль триатлона в Козловке» Большой фестиваль триатлона в Козловке, моем родном городе. Фоторепортаж. Главное событие Козловского спортивного календаря в 2017 году.

Фестиваль культуры «21 век» (фоторепортаж) Фестиваль культуры “21 век” Коршунова Наталья Алексеевна. В этом году на зимних каникулах мне посчастливилось побывать на Фестивале культуры.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть первая «Адыгея во время Великой Отечественной Войны» Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаю Вас на фестиваль адыгской культуры в республику Адыгея. Наша республика имеет богатую историю.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть вторая «Предметы и изделия быта народных мастеров и умельцев Адыгеи» Я живу на Кавказе Среди гор и лесов Куда взглядом ни кинь Всюду шапка снегов Наши горы как люди Есть легенда для всех Реки бурные очень.

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третья В этой публикации я расскажу о третьей, заключительной, не менее интересной части праздника «День славянской письменности и культуры».

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук – “мини-энциклопедия” в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Адыгейский национальный костюм фото

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающей о его обычаях и истории развития. Многие люди могут не знать подробностей развития таких малознакомых стран, как Шотландия, но при виде одетого в клетчатую юбку мужчины практически у всех всплывает в голове название «шотландский килт».

Об одной из многочисленных национальностей России, живущей на Кавказе, черкесах, или как их еще называют адыгах, могут рассказать расшитые золотом женские и мужские костюмы. За свою манеру одеваться этот народ получил заслуженное звание «законодателей кавказской моды».

Особенности адыгейского национального костюма


Окончательный вариант своего костюма адыги продемонстрировали в конце восемнадцатого века. С тех времен он носит общее название — адыгафаша. До этого, как показывают результаты раскопок, свою одежду черкесы украшали золотыми и серебряными нитями, шили из дорогих и благородных тканей – бархата и шелка.

Современный костюм также нельзя назвать скучным и однообразным, его по-прежнему украшают узоры из золота и серебра, а предпочтительным цветом верхнего женского платья является красный.

Справка! Как и в большинство народных костюмов, национальная черкесская одежда имеет гендерное разделение. Мужская одежда носит название черкеска, женская – сае.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма


Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.
Читайте также:  Как вшить молнию в куртку

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма


Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

Презентация урока “Адыгейский национальный костюм”

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Адыгейский национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма – присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев. Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Читайте также:  Таблица размеров юбок. как определить свой размер юбки

Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кедахежева Сусанна КазбековнаНаписать 3151 01.04.2018

Номер материала: ДБ-1389677

  • Другое
  • Презентации

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

    01.04.2018 240
    01.04.2018 132
    01.04.2018 289
    01.04.2018 226
    01.04.2018 302
    01.04.2018 456
    01.04.2018 77
    01.04.2018 187

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:

Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):

4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

5. Черкесска детская:

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера “Путешествия на западный Кавказ”, 1838)

7. Девичий костюм западных адыгов

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)

В центре кадра историк Заурбек Кожев:

10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи

12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

На фото руководитель ансамбля танца “Хатти” Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:

Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен;
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный –
Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный.
Гроза беспечных казаков.
(c) А.С.Пушкин

18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении

19. Женский адыгский костюм

20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла “Дневник пребывания в Черкесии”, 1837)

22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева “Черкешенки”, 1809)

23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева “Черкешенки”, 1809)

24-25. Женский адыгский костюм

26-27. Женский адыгский костюм

28. Женский адыгский костюм

29-30. Мужской адыгский костюм

31-32. Концертный костюм

Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa , там детали сфотографированы крупно!

Адыгейский национальный костюм

Данная беседа посвящена адыгейскому национальному костюму..

Просмотр содержимого документа
«Адыгейский национальный костюм»

Классный руководитель: Потрясова Т.В.

Цель беседы:

развитие эстетического вкуса учащихся;

привитие интереса к культуре разных народов.

Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями – позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех – шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами.

Читайте также:  Как повесить гардину

“Цый”-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья “цыя”. Покрой “цыя” отличается от “сая” лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть “цыя”, до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров.

Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету “цыя”, так как он одевается под “цый”. Форма покроя такая же как и у “цыя”, только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса.

Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д.

Женский костюм

Старинный адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов. Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.

Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка. У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебрянуюили металлическую пряжку с позолотой.

Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм

Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.

Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотногошелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector