Кто носит паранджу, национальные особенности и традиции

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья наименьшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • достойные внимания люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • недлинные рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • возлюбленная музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • празднички и традиции (808)
  • обыкновенные рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)

Приложения

  • Все (3)
  • Постоянно под рукоюаналогов нет ^_^ Дозволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно расположить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я – фотографПлагин для публикации фото в дневнике юзера. Малые системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Может быть это будет рабо

Музыка

  • Все (5)

Постоянно под рукою

  • К приложению

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

происхождение паранджи

Суббота, 23 Января 2016 г. 20:09 + в цитатник

1. Увлекательный факт…

3. Точную дату возникновения накидок, в том числе и паранджи, в ежедневном костюмчике именовать нереально. Это был долгий процесс с различными сроками не только лишь у различных народов, но и в различных местностях.

Термин “Фараджи”, либо в узбекском произношении “параджи” (российское “паранджа”), арабского происхождения, в переводе с персидского значит платьице. “Фараджи” значит мужскую широкую верхнюю одежку, в большей степени с длинноватыми рукавами, а у константинопольских турок – и женскуюодежду, надеваемую при выходе из дома. Упоминания о одежке в виде халатика, закрывающего фигуру до 5 имеющего широкие длинноватые рукава, также увенчанного вышивкой и даже драгоценными камнями, имеются в источниках еще IX века. Фараджи появился в Египте, откуда распространился вдругие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одежкой ученых. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одежкой ученых, муниципальных чиновников и духовенства. Но не исключено, что на арабское происхождение слова “паранджа” показывает только то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке. Наиболее древнейшие головные уборы, не считая религиозного значения, имели цель защитить голову и плечи от палящего солнца.

Узнаваемый таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в собственных воспоминаниях “Изумительные действия” упоминает фараджи, как халатик парней, так и дам. В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить схожую одежку, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежки, но заместо чачвана – сетки, закрывающей лицо – турчанки надевали платок либо белоснежную вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. В зимнюю пору фередже внакидку носили и дервиши.

В XVI веке термин “фараджи” упоминается в письменных источниках в значении “халатик”, в его срецифическом, парадном, выходном варианте. А 1-ое письменное упоминание о обычае при выходе из дома накидывать на голову халатик относится к XVIII веку и принадлежит поручику И.Гладышеву и геодезисту Д.В.Муравьеву, совершившим в 1740-1741 годах поездку из Орска в Хиву и назад. Они сказали, что узбечки дельты Аму-Дарьи, выходя из дома, наголову накидывали чапен (халатик). В собственных записках российский офицер Ф.Ефремов, побывавший во 2-ой половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: “Дамы сверх платьица надевают фараджи, другими словами дамский халатик, у которого с головы до пят рукава очень узенькие, вкупе сшитые и пущенные вспять, длиною ниже икор. На лицо надевают волосяные сетки, оные именуются чашман”. Другое описание оставил Филипп Назаров, прошлый в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те дамы, которых онвидел на рынке, были “под покрывалом”. Они “накидывают на себя халатики… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халатику”.

В современное время термин “фараджи” по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), только у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежки, а метод ношения ее мужиками внакидку.

Таковым образом, паранджа среднеазиатских дам происходит от старой фараджи – наряженного халатика, надевавшегося как накидка. Эта одежка трансформировалась в феодальную эру, видоизменяясь в согласовании с новенькими вкусами, но все таки сохраняя древнейшую базу. Уже в XVI веке длинноватые и неловкие рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке совсем утратили свое практическое предназначение. Во времена позднего феодализма предназначение паранджи поменялось: она стала скрывать даму от сторонних взглядов в согласовании с нормами ислама.

То, что дама набрасывала на голову мужской халатик, соединено с тем, что специфичной верхней одежки для дам не было. Сначало халатики кроились идиентично как для парней, так и для дам. Разъяснить это явление лишь мусульманским законом затворничества было бы не правильно. Традиция была порождена извечным разделением труда меж полами: на женщинах лежали работы в главном в доме и во дворе, тогда как мужчины работали вне дома. Существует еще одна точка зрения, согласно которой однообразная одежка для парней и дам присуща бродячим народам совершенно. С нательной одежкой ситуация была таковой же. Разница состояла лишь в том, что опосля рождения малыша ворот рубашки дамы приспосабливали для кормления грудью. Но в XII веке в ряде районов (Ферганской равнине, Киргизии, ВосточномТуркестане) разделение на мужскую и женскую одежку уже было. В письменном источнике “Хидае”, составленном обитателем городка Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в каких преобладают признаки того либо другого пола: “Если он мужик, то ношение платьица со швом для него неприлично, если он дама. ему следует носить платьице со швом, как дама”.

О том, что даже посреди XIX века паранджа еще не стала массовой одежкой, неотклонимой для всех дам, свидетельствуют сообщения, записанные в 20-30-х годах XX века. По сиим сообщениям, паранджа получила распространение лишь во 2-ой половине XIX века, в особенности опосля присоединения Средней Азии к Рф, – ранее при выходе из дома дамы набрасывали на голову мунисаки.

Почему плечевая одежка стала головной накидкой. Разобраться в этом помогают свадебные ритуалы и обычаи, регламентирующие поведение юный супруги в доме супруга в 1-ые годы замужества. Понятно, что во время женитьбы у среднеазиатских народов на жену, а потом, в период до возникновения малыша, на молоденькую, набрасывали халатик либо другого рода покрывало, закрывающее лицо. Это практиковалось и у народов, не знавших обычая закрывать лицо и не имевших особых головных халатообразных накидок в ежедневной одежке – казахов и киргизов. По обычаю, закрывать жену полагалось при совершении ритуала мусульманского бракосочетания – никоха, и в особенности при переезде ее в дом супруга, другими словами в те моменты, которые по представлениям народа, весьма несут ответственность в жизни создаваемой семьи. Созодать это числилось нужным для огораживания новобрачной от действия вредных сил. У киргизов с данной для нас целью по пути в дом супруга на новобрачную надевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало именовалось чумкот, аголовной убор – калак. У казахов свадебный головной убор носил заглавие саукеле, а особое покрывало для лица – желек. У казахов был и особый свадебный халатик, который на юге и востоке Казахстана набрасывали жене на голову, в остальных местностях – на плечи, потом он заходил в набор одежки юный супруги.

Читайте также:  Картины из ниток и гвоздей

Обычай закрывать лицо во время женитьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали особые свадебные лицевые занавески, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение. Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в деньки женитьбы лицо естьи у народов Поволжья – башкир, чувашей, марийцев. У различных народов лицо жены скрывают за разными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, огромным платком в роспуск, полотенцем, шерстяным платком до пояса, белоснежным покрывалом и т.д. Есть примеры закрывания и лица жениха (у туарегов), с целью оградить егоот вероятных действий вредных сил различного порядка, грозящих юным со стороны мира вокруг нас.

Паранджа – её роль и назначение

Паранджа – неотклонимый элемент верхней женской одежки

Паранджа представляет собой обычное облачение дам мусульманских государств. Данная одежка кутает все тело, имеет длинноватые рукава, скрывая лицо и волосы. Паранджа призвана скрыть фигуру дамы, когда она покидает дом. К парандже выдвигается ряд требований, которым она обязана соответствовать. Выход дамы в свет без паранджи является греховным.

История обычного наряда мусульманских государств

Понятно, что паранджа была применена в первый раз в старом Египте. Опосля чего же она стала интенсивно применяться в остальных странах Ислама.

Вначале обычный наряд предназначался не только лишь для дам, но и парней, которые служили государству либо церкви. В старом мире же она выручала от палящего солнца и была призвана освободить от жары.

Дальше значение паранджи приобретало наиболее религиозный нрав. Уже в 19 веке дамы носили данный наряд, чтоб избежать нечестии и сглаза.

По покрою и цвету наряда можно было с уверенностью найти возраст дамы и ее соц значение. Паранджа могла быть обычный и щедро увенчанной. На нынешний денек обычный наряд даже имеет отношение к миру высочайшей моды.

Есть особые дизайнерские показы, где все внимание уделяется парандже из дорогой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которая украшена драгоценным сплавом и камнями.

Какой обязана быть паранджа :

  • скрывать фигуру и не охватывать тело;
  • возможность открытых кистей;
  • пошив из плотных тканей, через которые нереально рассмотреть очертания фигуры дамы;
  • недозволено носить паранджу из кричащих тканей, ее недозволено пропитывать духами;
  • женская паранджа не обязана иметь ничего общего с мужской.

Когда девицы начинают носить паранджу?

Паранджа является неотклонимой верхней одежкой всех дам. Исключение составляют другие девченки, у каких еще нет вторичных половых признаков в виде менструации.

Обычный наряд не обязателен для старых дам, а так же для тех, кто не имеет способности приобрести паранджу.

Женщина может открыть лицо незнакомцу во время сватовства, при условии, что это ее возможный супруг. Разрешается открывать лицо при общении с торговцем, если дело касается косметики.

Мусульманкам разрешается снимать паранджу при посещении доктора. Избранный доктор непременно должен исповедовать религию Ислам. При посещении поликлиники вкупе с дамой должен находиться супруг либо родственник мужского пола.

Случаи, когда даме разрешается ходить без паранджи:

  • если мусульманка находится дома без гостей;
  • при супруге;
  • при близких родственниках, которые не могут стать ее супругом (отпрыск, отец, свекор);
  • для фото, открыв лицо.

Статья показалась увлекательной? Будем признательны за репост!

Кто носит паранджу

Паранджа представляет собой более принципиальный предмет гардероба дам в исламских государствах. Традиционная паранджа имеет форму удлинённого халатика с рукавами-обманками, маскирующими все очертания женской фигуры. Собеседник может узреть только часть лица, закрытого толстым сетчатым материалом из конского волоса. Его можно просто подымать и опускать, что весьма комфортно.

Кому следует носить паранджу

В исламе нет строго предписания женскому полу скрывать лицо за тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы). Согласно Корану хиджаб подразумевает ношение таковой женской одежки, которая прячет ноги до щиколотки и часть рук и до кистей. Закрытыми должны оставаться голова её обладательницы и область груди.

СПРАВКА! Исключение составляют совершенно молодые девицы, у каких ещё не начался период созревания. Также этот вид одежки не должны носить дамы в возрасте и те, кто по денежным вопросцам не располагает возможностью её приобрести.

Национальные особенности

На отдельных территориях внедрение паранджи и остальных религиозных облачений категорически находится под запретом при нахождении в местах общего использования. К примеру, в Турции ещё совершенно не так давно представительницам слабенького пола запрещалось посещать в парандже муниципальные заведения, такие как больницы, магазины и остальные. Временами люди высказывают собственное мировоззрение против этого запрета, пробуют возвратить былое право на ношение данной для нас одежки и возродить тем утраченные древнейшие обычаи.

ВНИМАНИЕ! В современном исламской реальности паранджу почаще всего можно повстречать в Афгане. Там дамы одевают плотно закрытые покрывала. С наружным миром их связывает только узкая сеточка в районе глаз. Разновидностью этого вида одежки являются никаб и бурка. Они получили большее распространение в Саудовской Аравии. Есть некие страны, где одевать паранджу должны все дамы без исключения. К исповеданию в этом случае дела это не имеет. К примеру, такое условие существует в Иране и Саудовской Аравии.

Предназначение паранджи

Данный вид верхней одежки должен закрывать на сто процентов всё тело. Неотклонимым условием этого предмета является наличие длинноватого рукава. Паранджа обязана прятать лицо и волосы незнакомки. Эта одежка призвана укрыть фигуру её обладательницы от сторонних взглядов. Таковым образом, когда женщина вышла за границы дома, она обязана быть на сто процентов закрыта.

К этому виду одежки предъявляется целый ряд требований и критерий. Она обязана владеть последующими особыми чертами:

  • быть широкой и на сто процентов скрывать очертания фигуры;
  • рукав должен быть таковой длины, чтоб кисть была открыта;
  • обязана быть сшита из плотных износостойких материалов;
  • ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) для производства должны быть строго однотонными и не видными;
  • на неё запрещается прыскать духи и остальные ароматичные вещества;
  • дамский тип одежки должен кардинальным образом различаться от мужского.

Все ли дамы должны её носить и в которых вариантах

Любая дама имеет право сама создать выбор носить либо нет эту одежку. Гуляя по улицам больших городов в развитых мусульманских странах можно узреть что все люди одеты по-разному. Есть установленные случаи, когда дамам позволено не носить паранджу:

  • женщина может открыть лицо незнакомому мужчине во время процесса сватовства, если на смотрины приглашён её будущий супруг;
  • позволено демонстрировать лицо в косметических магазинах при общении с торговцами при подборе средств по уходу за собой;
  • если в доме у девицы нет сторонних лиц;
  • при супруге либо в присутствии ближайших родных, которые не имеют права за неё посвататься;
  • если необходимо создать фотографию на документы с открытым лицом;
  • можно не запираться при посещении докторов в поликлиниках в присутствии супруга либо хоть какого другого родственника мужского пола.
Читайте также:  С чем носить коричневые мужские туфли

«Забрасывать камнями» за отказ надеть паранджу дам могут лишь в самых отдалённых и не развитых селениях. В современном быстроменяющемся мире почти все уже определяется чертами воспитания, также семейными традициями. Так, если в семье девченки её мама и бабушка носили какую-то национальную одежку, она быстрее всего, захотит перенять эту традицию у протцов.

Традиции и обычаи связанные с паранджой

Распространение паранджи

Не у всех народов Средней Азии паранжа была всераспространена идиентично. Например у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и горных таджиков не было обычая затворничества дам. Соотвественно и специальной одежки для закрывания лица, тоже не было.
Не считая того, в полном объеме этот обычай существовал только в городках и близко связанных с ними селениях. В отдаленных сельских районах и у тех групп, которые соблюдали обычай затворничества, оно было наиболее формальным.

Иными словами паранджа получила распространение в более исламизированных областях – в городках и земледельческих районах. В сельской местности паранджу имели только дамы из богатых семей и воспользовались ей в исключительных вариантах. Дамы, выходя из дома, просто набрасывали на голову какой-либо халатик.

Дамы из бродячих племен предпочитали наиболее удобные головные уборы. В ряде областей дамы обвязывали голову тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) либо платками, концы которых спускались на шейку и спину, защищая от солнца и ветра, а по мере необходимости ими можно было закрыть часть лица.
Эти головные уборы по-разному назывались у мусульман, но обычно – чалма либо тюрбан.

Главным предназначением паранджи являлось сокрытие дамы от сторонних глаз, но она также делала другую функцию – огораживание дамы от всего “нечистого”, запрещенного, “дурного” глаза.
Сиим можно разъяснить отношение самих дам к парандже. Приходя домой, мусульманка кидала ее куда-нибудь в угол либо затыкала ее за перекладину в фронтальной. Другими словами, паранджа числилась кое-чем таковым, что может принести проблемы.

Схожее суеверное отношение было соединено также с тем, что чачван был темного цвета, а темный цвет, в согласовании с народными поверьями, приносит несчастье. В данной для нас связи, когда опосля свершения супружеского ритуала жену везли в дом жениха, ее лицо заместо чачвана накрывали легкой белоснежной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), цвет которой призван притягивать счастье.

Региональные и социальные особенности паранджи

Как и неважно какая иная одежка, паранджа имела свои региональные и социальные особенности. По качеству ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и раскраске можно было найти не только лишь возраст и соц положение ее обладательницы, но и район производства паранджы.
Почти все халатики были украшены вышивками, узоры которых отражали народные верования. Одним деталям причисляли волшебный нрав, остальные были соединены с местными доисламскими культами.
Время от времени вышивки сохраняли следы воздействия зороастризма. Эти орнаменты должны были служить собственного рода идолами, защищать от дурного глаза, злых духов и иных проблем.

В парандже и чачване не входили в дом ни хозяева, ни гости. Недозволено было больше обидеть владельцев дома, чем войти к ним в жилье не сняв паранджи, что означало бы пожелание погибели.
Лишь обмывальщицы покойников входили в дом не сняв паранджи и ни с кем не здороваясь, в парандже шли туда, где лежал мертвец.

Обычно дамы войдя во двор, снимали чачван и ждали выхода хозяйки, которой полагалось снять с пришедшей паранджу. Если б хозяйка этого не сделала, то это означало бы неуважение и вызвало бы огромную обиду. Но на поминках пришедшие должны были сами снять с себя паранджу и, не дожидаясь владельцев, куда-нибудь ее положить.

Обычаи и традиции связанные с паранджой

Ношение, надевание и снимание паранджи регулировалось обычаем, этикетом и суевериями, познание которых прививалось с юношества.

Выходя из дома, паранджу вкупе с чачваном выносили на вытянутых руках и набрасывали на голову во дворе, и лишь только у ворот опускали на лицо чачван. Числилось, что если надеть паранджу дома, это может навлечь на его жителей проблемы.
Этикет также добивался, чтоб гостья, чуть войдя во двор, откидывала чачван, но снимала паранджу с гостьи сама хозяйка дома. Буквально так же при уходе гостьи из дома хозяйка либо ее дочь набрасывали паранджу на голову уходившей дамы.

Невзирая на то, что паранджа была уличной одежкой, и к тому же ее носили на голове, прикрывая лицо, заботливо относились лишь к новеньким паранджам из дорогой материи, которые имели немногие.
Даже дамы, привыкшие прекрасно одеваться, не считали себе неотклонимым иметь неплохую паранджу. Часто на паранджах можно было созидать заплатки, время от времени из иной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

Зайдя на минуту в чужой дом, и не хотя затруднять хозяйку изготовлением места для сидения, гостья присаживалась на свою паранджу, свернутую клубком и брошенную на землю.
По-видимому, предпосылкой настолько халатного дела к парандже являлось то, что она делала даму неотличимой от остальных дам. До того как возник обычай созодать наряженные паранджи, эта одежка незначительно могла поведать о собственной хозяйке, ее соц положении, возрасте. Поначалу большая часть дам носили однообразные паранджи из картонной голубой алачи. Из нее также шили стариковские халатики и старушечьи мунисаки, в конце XIX века получившие значение траурных.

Только начиная с крайнего десятилетия XIX века, когда возникли конфигурации в быту в связи с зарождением капиталистических отношений, в богатых семьях стали созодать паранджи из цветных российских бархатов, а вместе с картонной алачой распространились полушелковые кустарные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) – сероватые пари-паша (“крыло мухи”) и остальные дорогие и прекрасные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), паранджа растеряла собственный обезличивающий нрав, и, естественно, отношение к ней поменялось.

Типично, что, готовя для себя сарпа – набор одежки, который должен понадобится человеку “на том свете”, дамы не включали в него паранджу.
Числилось, что если не включить в сарпа обувь, то можно воскреснуть босоногим, а если не приготовить одежку – то и нагим. Сарпа (время от времени даже несколько комплектов) отдавали обмывальщицам тела. И только сначала XX века старые дамы стали шить паранджу и включать ее в сарпа.

Посылая жене полный набор одежки и обуви, семья жениха не должна была включать в него паранджу: предки жены сами делали ее на свои средства. Это дозволяет прийти к выводу, что паранджа не заходила в классические, давно существовавшие виды одежки.

Ко времени русской революции паранджа стала неотклонимой для дам всех возрастов. Девченки достигшие зрелости, в исламе равному 9 годам, уже должны были носить паранджу.
Им шили особые красноватые паранджи из дешевый картонной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) потому что они не были рассчитаны на длительное ношение.

Источники – Абдуллаев Т.А. Одежка узбеков (XIX-нач.ХХ в). – Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежки Таджиков. – Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежка народов СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). М.: “Планетка”, 1990., Костюмчик народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. – М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюмчик либо свадебная одежка. – “Азия и Африка сейчас”, 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. – Академия СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Институт этнографии. Короткие сообщения, вып.4. – Издательство академии СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), 1948, с. 81-86., Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюмчика: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). – М., 1982.

Читайте также:  Декупаж чемодана салфетками

Как дамы Центральной Азии снимали паранджу в советскую эру

Паранджа стала эмблемой угнетенной дамы Востока. С приходом русской власти в регионе развернулась целая кампания по снятию «покрывал» с лиц и голов дам.

Kaktakto вспомянул, как это было и к чему это привело.

История паранджи

1-ое упоминание о покрывале на голову в виде халатика датируется еще XVI веком. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фаранджи (паранджа) был верхней одежкой ученых, муниципальных чиновников и духовенства.

Но не исключено, что на арабское происхождение слова «паранджа» показывает только то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке.

В XVI веке термин «фараджи» упоминается в письменных источниках в значении «халатик» в его специфичном, парадном, выходном варианте.

1-ое письменное упоминание о обычае при выходе из дома накидывать на голову халатик относится к XVIII веку и принадлежит поручику И. Гладышеву и геодезисту Д.В. Муравьеву, совершившим в 1740-1741 годах поездку из Орска в Хиву и назад.

Фото: Открытая Азия

Они сказали, что узбечки дельты Аму-Дарьи, выходя из дома, на голову накидывали чапен (халатик).

В собственных записках российский офицер Ф.Ефремов, побывавший во 2-ой половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет:

«Дамы сверх платьица надевают фараджи, другими словами дамский халатик, у которого с головы до пят рукава очень узенькие, вкупе сшитые и пущенные вспять, длиною ниже икор… На лицо надевают волосяные сетки, оные именуются чашман».

Другое описание оставил Филипп Назаров, прошлый в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те дамы, которых он лицезрел на рынке, были «под покрывалом».

Но даже посреди XIX века паранджа еще не стала массовой одежкой, неотклонимой для всех дам, свидетельствуют сообщения, записанные в 20-30-х годах XX века. По сиим сообщениям, паранджа получила распространение лишь во 2-ой половине XIX века, в особенности опосля присоединения Средней Азии к Рф. Ранее при выходе из дома дамы набрасывали на голову мунисаки.

Паранджа была всераспространена не у всех народов и этнических групп Средней Азии. У казахов, кыргызов, туркменов, и горных, в том числе припамирских, таджиков обычая затворничества дам, а, как следует, и специальной одежки для закрывания лица дамы не было.

Фото: Foto.kg

Не считая того, этот обычай в полном объеме существовал только в городках и близко связанных с ними селениях. В отдаленных сельских районах и у тех групп, которые соблюдали обычай затворничества, оно было наиболее формальным.

Другими словами паранджа получила распространение в более исламизированных областях — в городках и земледельческих районах. В сельской местности паранджу имели только дамы из богатых семей и воспользовались ей в исключительных вариантах. Дамы, выходя из дома, просто набрасывали на голову какой-либо халатик.

Дамы же из бродячих племен предпочитали наиболее удобные головные уборы. В ряде областей дамы обвязывали голову тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) либо платками, концы которых спускались на шейку и спину, защищая от солнца и ветра, а по мере необходимости ими можно было закрыть часть лица.

Борьба с паранджой

Опосля установления русской власти в регионе на 1-ый план встало вовлечение дам в социальную жизнь, избавление от отсталых, как тогда гласили, стереотипов. Для этого в регионе делали особые Дамские отделы, которые не только лишь учили дам Центральной Азии азам ухода за детками и основам гигиены, но и оказывали правовую и мед помощь.

Но венцом борьбы за равноправие дам Востока стала кампания за снятие паранджи – Худжум (пришествие). Первыми паранджу скинули с себя супруги рабочих-узбеков в 1924 году опосля того, как был объявлен Декрет о отмене калыма. Но масштабная кампания стала вероятна опосля земельно-водной реформы в 1926 году.

Фото: МирТесен

Мысль принадлежит первому секретарю Среднеазиатского ЦК Зеленскому Исааку Абрамовичу. 8 марта 1927 года на площади Регистан в Самарканде собрались тыщи узбекских дам. Площадь была окружена мужиками, которые смотрели, как их супруги, мамы, сестры и дочери снимали с себя паранджу, складывали в кучу, а позже подожгли ее. В этот денек от паранджи избавились 10 тыс. дам. Еще 90 тыс. сняли паранджу в течение 3-х следующих месяцев.

Но этот поступок не прошел для дам даром. Для патриархального общества это был удар по традициям. Дам начали избивать и убивать за то, что они появлялись в обществе непокрытые.

В 1927-1928 гг. в процессе «Худжума» лишь в Узбекистане из числа членов женотделов, заведующих клубов и библиотек, погибли выше 2500 дам.

Совсем дамы Центральной Азии сняли паранджу лишь сначала 40-х ХХ годов.

Фото: esimde.org

Одной из активных участниц Худжума в Кыргызстане была мама величавого писателя Чингиза Айтматова — Нагима. В 1927 году она с супругом приехала в Джалал-Абад (Юг Кыргызстана), где она работает поначалу секретарем горкома, а позже и секретарем Джалал-Абадского исполнительного комитета.

Лишь за 1928 год в Джалал-Абадской области. Благодаря ей было сотворено 5 артелей с охватом на 96 дам.

Кампания против ношения паранджи длилась в течение последующих пятнадцати лет и отдала определенные результаты: с одной стороны, предпринятые мероприятия сделали нежданные способности для дам. С иной стороны, поставило дам в весьма сложные условия, они подвергались унижениям и уничтожению со всех сторон.

Для почти всех местных дам, как на то и возлагали надежды партийные активисты, половые препядствия представлялись особо необходимыми, и для их худжум являлся предвестием заслуги большего равенства в отношениях меж мужиком и дамой. Сотки, даже тыщи таковых дам скинули с себя паранджу. Почти все даже присоединились к женотделу, усердно работая над ликвидированием всех форм патриархата посреди местного населения. Некие из их, такие как выдающаяся активистка из Таджикистана Тоджихон Шадиева, стали знаками освобождения.

Как на данный момент

Наследство худжума оставило свои следы. Действия, спровоцированные кампанией, проявили, как трудно половые дела переплетались с социально-политическими силами в Центральной Азии, также как дамы участвовали в формировании узбекской государственной идентичности.

По сути, опосля получения независимости в странах Центральной Азии дамы охотно стали носить платки как знак собственной государственной идентичности.

С усилением роли ислама в регионе все почаще и почаще дамы надевают на себя никаб либо паранджу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector