Лезгинский женский этнический костюм

Лезгинский женский этнический костюм

Типы этнических костюмов лезгинок с.Ахцах, возростной этнический костюм лезгинки, Также,особенности украшений,различия в элементах костюма северных и южных лезгинок в историческом прошлом.

Из Записок Н.Н.Муравьева: «Лезгины просты и честны, придерживаются более обычаев своих, чем веры; гостеприимство считается у них первой добродетелью, и нарушивший оное теряет все уважение между ними… Лезгины рослы, сильны, здоровы; лица их значительны и чем далее они простираются в горы, тем черты лица становятся выразительнее, изображая некоторое зверство. Женщины их вообще прекрасны и умны. »(«Записки» Н.Н.Муравьева—Карского.Москва,МГ,1989г.С.180).Традиционный костюм лезгинок отличался своеобразием – пышностью,наличием драпировок и складок. В нем ярче отражались различия возрастного, социального и этнического характера, многие локальные особенности, выражающиеся в способах ношения, цветовой гамме и т.д. Эти особенности были связаны с географической средой, спецификой хозяйства и быта. Лезгинский женский костюм отличается от костюма других народов Дагестана. Рукава верхнего и нижнего платьев были длинными и объемными. Рукава нижнего платья должны были быть обязательно видны из-под рукавов верхнего платья. На ноги лезгинки надевали вязаные носки и кожаную обувь «дирихи». Костюм дополнялся массивными серебряным поясом и нагрудной подвеской. Также особенность лезгинского, особенно ахцахского, женского костюма, серебряная подвеска – календарь – нагрудное женское украшение на цепочке. См.на фото 1. Женский костюм лезгинок состоял из платья-рубахи, штанов, верхнего распашного платья «валчагъ», головных уборов и обуви.

Описание наболее распространённого женского костюма:

Платье-рубаха туникообразного покроя – «перем» шили из
хлопчатобумажных (бязь, ситец, сатин) и шелковых тканей. Для нарядных рубах предпочитали тафту желтого, красного или зеленого цвета. Платье-рубаха кроилась из прямого полотнища (по ширине ткани) с боковыми клиньями и квадратными ластовицами под рукавами, у грудного разреза книзу по середине делали подрез со сборкой. Горловину обрабатывали воротником – стойка.Застежку обрабатывали планкой по центру груди. Воротник – стойку,планку и манжеты изготавливали из материала другого цвета или покрывали узорной строчкой в виде завитков или спирали, по низу платья нашивали золотой шнургалун. В результате сочетаний линий, цветов и фактур создавался облик праздничного костюма. В нарядных рубахах девушек были двойные рукава. Они состояли из верхних и нижних частей, и пришивались между собой по линии локтя. Нижняя часть рукава была широкая. Во время работы широкие рукава
закалывали булавками. Под платье – рубаху женщины надевали узкие штаны из бязи, ситца, сатина, а нарядные – из шелка «дере», «хара». Покрой штанов был традиционным. Нижняя часть штанов была видна из под рубахи и потому ее делали более нарядной: обшивали позументом, украшали узорным швом. Лезгинки из богатых семей имели широкие штаны, которые именовались «вахчаг» или «тайбалах». С целью экономии их верхнюю часть до бедер делали из простой ткани, а нижнюю часть штанин – из легких дорогостоящих тканей. Низ штанов должен был быть виден из под платья, поэтому его украшали особо – оторачивали дорогой тканью, расшивали золотыми нитками или тесьмой. М.Султанова описывает прием шуршания широких штанов, изготовленных из тафты, который назывался «фру-фру». «Это шуршание еще издали возвещало о приближении элегантной женщины». Также лезгинки надевали платье – «булушка». Платье состояло из прилегающего лифа и объемной юбки за счет глубоких складок. Манжеты рукавов, горловину и грудной разрез, а так же линию соединения лифа с юбкой украшали позументом или материалом другого цвета. Поверх праздничного платья носили длинный передник – «хириган». Описание этого вида одежды можно встретить у С.С. Агашириновой и С.Ш.Гаджиевой. Шили его из темных гладких и ярких шелковых тканей. Хириган завязывался на шее и на талии с помощью лент или шнура. Передник украшался аппликацией, тесьмой, фигурной цветной строчкой, а в нижней части – узкими лентами. В качестве украшения для передника молодой женщины использовались крупные и мелкие серебряные монеты, подвески, бляхи, пуговицы.

Поверх платья туникообразного покроя «перем» лезгинские женщины надевали распашное платье «валчагъ». Шили его из сатина, бархата «махмур», тканей типа «дере», «хара» темного цвета – фиолетового, бордового и зеленого цвета. Длина платья доходила до пят. Валчагъ состоял из приталенного лифа,юбки, объем которой достигался за счет сборки или мелких складок, и рукавов,состоящих из двух частей. Верхняя часть рукава, до локтя повторяла форму руки,нижняя часть была расклешенной. Платье имело вырез горловины различной конфигурации – с глубоким мысом, с вырезом овальной формы. Нарядный валчагъ богато декорировался. По краю бортов, по подолу и по шву соединения лифа с юбкой нашивался позумент. Грудной вырез и низ рукавов обшивались серебряными монетами. В качестве застежки использовали серебряные застежки. Также валчагъ украшали вышивкой в области грудного выреза и по низу рукавов. В зимнее время года валчагъ носили стеганный с вертикальной или фигурной стежкой по лифу и юбке и горизонтальной стежкой по рукавам. В зимнем платье рукава состояли из одной детали. По низу рукавов обрабатывали разрез. Южные лезгинки, проживающие в Кубе, Ширван, Шеки, Шемаха, Гядже и тд. с юбкой надевали нарядный укороченный кафтанчик «лабада». Лиф кроили облегающим до талии и широким с расходящимися фалдами внизу. Горловину оформляли
глубоким вырезом. Шили кафтанчик на подкладке и обязательно подбивали тонким слоем ваты или шерсти. Подол, низ рукавов, грудной вырез обшивали позументом или украшали шелковыми полосками тканей разных расцветок. На голове носили особое серебрянное украшение с подвесками, сверху платок или покрывало.

Читайте также:  С чем носить чулки

Свадебный наряд южных лезгинок имел в своём составе особое налобное украшение, чаще всего позолоченное, украшенное полудрагоценными камнями, монетами, который надевали на тонкий платок или под платок.

Лезгинки, проживающие в горном Дагестане, зимой носили овчинную шубу с втачными рукавами «кIурт». Она была приталенная в верхней части и слегка расклешенная к низу. Декорированию подвергались рукава. Обшлага на
рукавах обрабатывали шелковой тканью и покрывали узорной вышивкой. В высокогорных селениях лезгинки носили шубы с глубоко разрезанными рукавами и застежкой в области талии на крючки и петли. Лезгинская «чуткъу» состояла из чепца и накосника. Чепец состоял из налобной части и полоски ткани, покрывающей макушку и затылок. К чепцу головного убора пришивали накосник. Нарядные чуткъу шили из тонких шелковых тканей типа тафты и из парчовых – типа «хара». Большое внимание лезгинки уделяли украшению чуткъу,особенно налобной части, которую обшивали позументом, галунами, бисером,серебряными трубочками и т. д. Нижний край чуткъу отделывался бахромой,цветным материалом, узорным швом, галунами. Для укрепления чуткъу на голове и для украшения носили налобно-теменное украшение – серебряный «кикер», т.е.две чеканные лепесткообразные пластинки с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек.Обязательной принадлежностью лезгинского женского костюма являются головные платки, одеваемые поверх чуткъу. Такие платки были шерстяные, чаще всего бордового, синего, красного и желтого цвета. Особенно лезгинки любили клетку бордового и черного цвета.

Лезгинские женщины носили вязаную узорчатую обувь – «кемечар» или «шаталар», башмаки – «башмакъар», которые зимой одевали вместе с узорчатыми шерстяными носками, и кожаные сапожки – «мягъсерар». Описание данной обуви дает Агаширининова С.

В качестве дополнения к костюму женщины – лезгинки носили украшения из золота, серебра и т. д. Наиболее популярным был нагрудник, сделанный из серебряных монет. Неотъемлемой деталью традиционного лезгинского костюма был пояс с массивной серебряной пряжкой.Характерным украшением лезгинок было подбородочное украшение, состоявшее из одной крупной или нескольких тонких цепочек, проходящих под подбородком и застёгивающихся на голове (уже писала в сообщении про головные уборы). Именно это украшение было маркером семейного положения, т.к. его носили только замужние.Также для взрослых замужних лезгинок были характерны украшения, носимые с нижним головным убором «чухтой» и поверх платка, расшитые монетами нагрудники, пояса с массивными пряжками, ожерелья, кольца и браслеты – все украшения, в основном, из серебра или позолоченные.Например, украшение «инжияр» (лезг.) состояло из серебряной или позолоченной пластинки, украшенной филигранью и цветными камнями, которая с помощью охватывающих голову цепочек закреплялась надо лбом. К пластинке и цепочкам крепились многочисленные подвески и монетки.

Лезгинский этнический женский костюм полноценно не воссоздан до сих пор. Всё, что мы имеем на сей день, это единичные редкие (уже крайне ветхие) экземпляры, сохранившиеся с дореволюционных времён. Или непонятные нам странные полувосточные костюмы от дагестанских дизайнеров, совершенно не отображающие этнический лезгинский стиль. Ощущение, что лезгинский этнический костюм в составе новых коллекций делают как попало и наспех, чтобы формально название “лезгинский женский костюм” прозвучало. В то время как этнические наряды народов Центрального и Северного Дагестана воссозданы в многочисленном количестве и даже дополнены неприсущими им всякими привнесёнными деталями – они имеют полный этнический вид. Потому на сегодня есть серьёзная необходимость восстановления (реконструкции) настоящего облика лезгинских женщин прошлого, воссоздание полноценных этнических костюмов лезгинок. Это не один наряд, а десяток разных женских костюмов со своими особенностями, в зависимости от местности, так как ареол проживания лезгинсокго народа в прошлом исторически не ограничивался только Южным Дагестаном, а охватывал (и охватывает) обширную область Северного Азербайджана: весь Шахдаг, его предгорья и равнину. Везде были свои особенности женского костюма.

На фото: Costume from Dagestan: Лезгинка,с.Ахцах (Lezgian, Ahty, Akhtynsky District).Традиционный клстюм лезгинок с.Ахцах(русс.Ахты)начала XXв.

Одежда

До трех лет детям надевали различные обереги – амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник – хириган. Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок – мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков – по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед.

Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи.

Читайте также:  Как украсить кожаную куртку

С конца XIX в. у лезгинок появились платья – булушка. Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Помните, мы видели старинные наряды лезгинок в нашем краеведческом музее?

Волосы женщины прятали под чутхой – плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки – шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно с точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками.

Лезгинские женщины носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Серебро – особый металл, который может собирать плохую энергию и сам очищаться от нее.

Красота женщин вместе с другими признаками (стройность, черные глаза и брови) определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй» («Чтоб ты с одной косой осталась»).

Красота — гуьрчегвал.

Волос — чIар.

Брюки — шалвар.

Папаха — бапIах, бармак.

Платок — шал.

Косынка — пIипI.

Рубашка — перем.

Воротник — хев.

Носки — гуьлуьтар.

Платье — партал, булушка.

Ткань — парча.

Шуба, дубленка — кIурт.

Варежки — бегьлеяр.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Национальный костюм лезгинов

Зажигательная лезгинка — танец известный всем. А что мы знаем о самих лезгинах, их национальной одежде и традициях?

Национальный костюм лезгинов

Лезгины — народность, населяющая территории Южного Кавказа, Азербайджана, Дагестана. Они имеют собственные самобытные традиции, обычаи и культуру, отличные от соседних народов. Национальный костюм, это не просто одежда, а материальное воплощение культурных ценностей, где каждый элемент имеет собственный смысл и значение.

История

Основными тенденциями в костюме являются детали, общие для народов Кавказа и Азербайджана:

  • Бушлаты и белые рубахи у мужчин;
  • Длинные платья свободного кроя у женщин;
  • Многослойность наряда и головных уборов.

Изначально, национальный костюм Лезгинских женщин состоял из длинной рубахи и шаровар, которые кокетливо выглядывали из-под подола. Рубаха имела длинные рукава и воротник-стойку и подпоясывалась на талии.

В XIX веке в гардеробе появляются платья. Юные девушки носили яркие цвета, а более зрелые предпочитали тёмные.

На формирование мужского традиционного наряда оказали влияние быт и образ жизни лезгинов. В большинстве своём, мужчины занимались скотоводством, земледелием и охотой. Это и отразилось в одежде: длинный бушлат из плотной ткани, удобная обувь и папаха, защищающая голову от холодных горных ветров.

Мужские и женские национальные костюмы сегодня

Несмотря на прошедшие века, традиции национального костюма живы в семьях лезгинов. Наряды одевают на праздники и торжества, а каноны их изготовления передаются из поколения в поколение.

Женский костюм

Лезгинки носили булушки — традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивали яркими узорами, бусами и монетками. Считалось, что это отгоняет злых духов. На голову надевали чепец-чутху, под которым прятали волосы. Сверху одевались расшитые платки. Под платьем обязательны штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой.

На ногах одеваются вязаные носки, поверх которых носят обувь из тонкой сыромятной кожи. Так ноги защищаются от холода и сырости. Разумеется, национальная женская одежда — это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и синие цвета в сочетании с блеском и звоном многочисленных украшений.

Мужской костюм

Мужчины-лезгины одевались более скромно, в традиционные кавказские бешметы — специальные суконные кафтаны тёмных тонов. На груди размещали специальные пеналы с порохом для удобства зарядки ружей на скаку. Одежда мужчин имела свободный крой в плечах, чтобы не мешать в схватке. Под кафтан одевали белую рубаху и плотные суконные шаровары.

Зимой дополнительно одевали папаху из овечьего меха. Нарядные праздничные костюмы украшаются тесьмой, из которой выполняют узоры на груди и спине. Праздничная одежда-черкеска, одевалась лишь на большие торжества, призвана была показать статус и достаток мужчины. Кроме того дополнялся наряд расшитым поясом с кинжалом в узорчатых ножнах

Из каких материалов шьют, особенности

Современный женский костюм лезгинки изготавливают из тонких, струящихся тканей: шёлка, атласа, шифона. Для мужского же традиционно используют чёрное, красное или белое сукно, или костюмную ткань. Танцевальные, сценические наряды делают из более эластичных материалов, чтобы не стеснять движения танцора.

Сейчас лезгинки всё чаще выбирают наряды приталенные, подчёркивающие фигуру, оставляя более свободные платья традиционного кроя пожилым. При этом головной убор остаётся неизменным атрибутом лезгинок, как представительниц мусульманских народов Кавказа.

Читайте также:  С чем носить розовые сапоги

Костюм для лезгинки

Кавказцы – горячий, страстный и эмоциональный народ. Кавказ – родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека. Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало – важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца. Одежда для лезгинки – актуальный вопрос для любителей сего танца.

Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности? Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов. Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью. Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны (по-лезгински – вахчагар). Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается. Сверху может одеваться бурка – то есть плащ черного цвета (реже – белого). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки (так как издревле их носило только высшее сословие), реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Куклы в народных костюмах №81. Костюм Лезгинки

Куклы в народных костюмах №81. Костюм Лезгинки.

Журнал Куклы в народных костюмах, выпуск №81. Костюм Лезгинки.

Ориентировочная дата выхода номера в России – 19 февраля 2015 года.

Лезги́ны — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Лезгины – второй по численности народ Азербайджана. Лезгины проживают также в Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах.

Традиционный мужской костюм – общекавказского типа: черкеска (чуха) однобортный кафтан с открытой грудью, чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами, чтобы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри — прошитые тесьмой узкие кармашки для герметичных пенальчиков, чаще всего костяных. В пенальчике хранили порох. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку.

Замечание от Нафисы: Вообще-то верхняя одежда не валгач, а “валчаг” . И обувь, что на ней, – просто кюлютар (носки) – в них на улицу не выйдешь.. Кемечар – это вязаная уличная обувь.

Узоры лезгинской вязаной обуви часто повторяли орнаменты, использовавшиеся в украшении ковров. Наиболее древние геометрические элементы — ромбы, зигзаги, кресты и завитки — использовались для оформления обуви пожилых людей. В изделиях, предназначенных для молодежи, к простейшим узорам добавляли растительные орнаменты, схематичные изображения зверей, птиц и рыб.

Черкески строго различались цветом согласно сословной принадлежности: белого цвета у князей, красного у дворян, серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета, как правило, не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску, но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина чуть выше колена; шился, как правило, из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стёганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны с широким шагом, сужались книзу.

Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась.

Бурка — длинный, войлочный плащ, чёрного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка пояса использовалась как кресало для высечения огня. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка или сабля.

Женский костюм – это комплекс, который состоит штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху одевается цельнокроеное платье. На голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector