Лезгинский дамский этнический костюм

Лезгинский дамский этнический костюм

Типы этнических костюмов лезгинок с.Ахцах, возростной этнический костюм лезгинки, Также,индивидуальности украшений,различия в элементах костюмчика северных и южных лезгинок в историческом прошедшем.

Из Записок Н.Н.Муравьева: «Лезгины ординарны и честны, придерживаются наиболее обычаев собственных, чем веры; радушие считается у их первой добродетелью, и нарушивший оное теряет все почтение меж ними… Лезгины рослы, сильны, здоровы; лица их значительны и чем дальше они простираются в горы, тем черты лица стают выразительнее, изображая некое зверство. Дамы их совершенно великолепны и умны. »(«Записки» Н.Н.Муравьева—Карского.Москва,МГ,1989г.С.180).Обычный костюм лезгинок различался своеобразием – пышностью,наличием драпировок и складок. В нем ярче отражались различия возрастного, общественного и этнического нрава, почти все локальные индивидуальности, выражающиеся в методах ношения, цветовой политре и т.д. Эти индивидуальности были соединены с географической средой, специфичностью хозяйства и быта. Лезгинский дамский костюм различается от костюмчика остальных народов Дагестана. Рукава верхнего и нижнего платьев были длинноватыми и большими. Рукава нижнего платьица должны были быть непременно видны из-под рукавов верхнего платьица. На ноги лезгинки надевали вязаные носки и кожаную обувь «дирихи». Костюм дополнялся громоздкими серебряным поясом и нагрудной подвеской. Также изюминка лезгинского, в особенности ахцахского, дамского костюмчика, серебряная подвеска – календарь – нагрудное женское украшение на цепочке. См.на фото 1. Дамский костюм лезгинок состоял из платья-рубахи, штанов, верхнего распашного платьица «валчагъ», головных уборов и обуви.

Описание наболее распространённого дамского костюмчика:

Платьице-рубаха туникообразного покроя – «перем» шили из
хлопчатобумажных (бязь, ситец, сатин) и шелковых тканей. Для наряженных рубах предпочитали тафту желтоватого, красноватого либо зеленоватого цвета. Платьице-рубаха кроилась из прямого полотнища (по ширине ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)) с боковыми клиньями и квадратными ластовицами под рукавами, у грудного разреза книзу по середине делали подрез со сборкой. Горловину обрабатывали воротником – стойка.Застежку обрабатывали планкой по центру груди. Воротник – стойку,планку и манжеты изготавливали из материала другого цвета либо покрывали узорной строкой в виде завитков либо спирали, по низу платьица нашивали золотой шнургалун. В итоге сочетаний линий, цветов и фактур создавался вид торжественного костюмчика. В наряженных рубашках женщин были двойные рукава. Они состояли из верхних и нижних частей, и пришивались меж собой по полосы локтя. Нижняя часть рукава была широкая. Во время работы широкие рукава
закалывали булавками. Под платьице – рубашку дамы надевали узенькие брюки из бязи, ситца, сатина, а наряженные – из шелка «дере», «хара». Покрой штанов был обычным. Нижняя часть штанов была видна из под рубашки и поэтому ее делали наиболее наряженной: обшивали позументом, украшали узорным швом. Лезгинки из богатых семей имели широкие брюки, которые именовались «вахчаг» либо «тайбалах». С целью экономии их высшую часть до бедер делали из обычный ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), а нижнюю часть штанин – из легких дорогостоящих тканей. Низ штанов был должен быть виден из под платьица, потому его украшали особо – оторачивали дорогой тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), расшивали золотыми нитками либо тесьмой. М.Султанова обрисовывает прием шуршания широких штанов, сделанных из тафты, который именовался «фру-фру». «Это шуршание еще издалече возвещало о приближении стильной дамы». Также лезгинки надевали платьице – «булушка». Платьице состояло из прилегающего лифа и большой юбки за счет глубочайших складок. Манжеты рукавов, горловину и грудной разрез, а так же линию соединения лифа с юбкой украшали позументом либо материалом другого цвета. Поверх торжественного платьица носили длиннющий передник – «хириган». Описание этого вида одежки можно повстречать у С.С. Агашириновой и С.Ш.Гаджиевой. Шили его из черных гладких и ярчайших шелковых тканей. Хириган завязывался на шейке и на талии при помощи лент либо шнура. Передник украшался аппликацией, тесьмой, фигурной цветной строкой, а в нижней части – узенькими лентами. В качестве декорации для передника юный дамы использовались большие и маленькие серебряные монеты, подвески, бляхи, пуговицы.

Поверх платьица туникообразного покроя «перем» лезгинские дамы надевали распашное платьице «валчагъ». Шили его из сатина, бархата «махмур», тканей типа «дере», «хара» темного цвета – фиолетового, красного и зеленоватого цвета. Длина платьица доходила до пят. Валчагъ состоял из приталенного лифа,юбки, размер которой достигался за счет сборки либо маленьких складок, и рукавов,состоящих из 2-ух частей. Высшая часть рукава, до локтя повторяла форму руки,нижняя часть была расклешенной. Платьице имело вырез горловины различной конфигурации – с глубочайшим мысом, с вырезом овальной формы. Наряженный валчагъ богато декорировался. По краю бортов, по подолу и по шву соединения лифа с юбкой нашивался позумент. Грудной вырез и низ рукавов обшивались серебряными монетами. В качестве застежки употребляли серебряные застежки. Также валчагъ украшали вышивкой в области грудного выреза и по низу рукавов. В зимнее время года валчагъ носили стеганный с вертикальной либо фигурной стежкой по лифу и юбке и горизонтальной стежкой по рукавам. В зимнем платьице рукава состояли из одной детали. По низу рукавов обрабатывали разрез. Южные лезгинки, живущие в Кубе, Ширван, Шеки, Шемаха, Гядже и тд. с юбкой надевали наряженный укороченный кафтанчик «лабада». Лиф кроили облегающим до талии и широким с расходящимися фалдами понизу. Горловину оформляли
глубочайшим вырезом. Шили кафтанчик на подкладке и непременно подбивали узким слоем ваты либо шерсти. Подол, низ рукавов, грудной вырез обшивали позументом либо украшали шелковыми полосами тканей различных расцветок. На голове носили особенное серебрянное украшение с подвесками, сверху платок либо покрывало.

Читайте также:  Как правильно подобрать угги по размеру

Свадебный наряд южных лезгинок имел в своём составе особенное налобное украшение, почаще всего позолоченное, увенчанное полудрагоценными камнями, монетами, который надевали на узкий платок либо под платок.

Лезгинки, живущие в горном Дагестане, в зимнюю пору носили овчинную шубу с втачными рукавами «кIурт». Она была приталенная в высшей части и слегка расклешенная к низу. Декорированию подвергались рукава. Обшлага на
рукавах обрабатывали шелковой тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) и покрывали узорной вышивкой. В высокогорных селениях лезгинки носили шубы с глубоко разрезанными рукавами и застежкой в области талии на крючки и петли. Лезгинская «чуткъу» состояла из чепца и накосника. Чепец состоял из налобной части и полосы ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), покрывающей маковку и затылок. К чепцу головного убора пришивали накосник. Наряженные чуткъу шили из тонких шелковых тканей типа тафты и из парчовых – типа «хара». Огромное внимание лезгинки уделяли украшению чуткъу,в особенности налобной части, которую обшивали позументом, галунами, бисером,серебряными трубочками и т. д. Нижний край чуткъу отделывался бахромой,цветным материалом, узорным швом, галунами. Для укрепления чуткъу на голове и для декорации носили налобно-теменное украшение – серебряный «кикер», т.е.две чеканные лепесткообразные пластинки с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек.Неотклонимой принадлежностью лезгинского дамского костюмчика являются головные платки, одеваемые поверх чуткъу. Такие платки были шерстяные, почаще всего красного, голубого, красноватого и желтоватого цвета. В особенности лезгинки обожали клеточку красного и темного цвета.

Лезгинские дамы носили вязаную кружевную обувь – «кемечар» либо «шаталар», ботинки – «башмакъар», которые в зимнюю пору одевали совместно с кружевными шерстяными носками, и кожаные сапожки – «мягъсерар». Описание данной обуви дает Агаширининова С.

В качестве дополнения к костюмчику дамы – лезгинки носили декорации из золота, серебра и т. д. Более пользующимся популярностью был нагрудник, изготовленный из серебряных монет. Неотъемлемой деталью обычного лезгинского костюмчика был пояс с громоздкой серебряной пряжкой.Соответствующим украшением лезгинок было подбородочное украшение, состоявшее из одной большой либо нескольких тонких цепочек, проходящих под подбородком и застёгивающихся на голове (уже писала в сообщении про головные уборы). Конкретно это украшение было маркером домашнего положения, т.к. его носили лишь замужние.Также для взрослых замужних лезгинок были свойственны декорации, носимые с нижним головным (распологающемся в голове) убором «чухтой» и поверх платка, расшитые монетами нагрудники, пояса с громоздкими пряжками, колье, кольца и браслеты – все декорации, в главном, из серебра либо позолоченные.К примеру, украшение «инжияр» (лезг.) состояло из серебряной либо золотой пластинки, увенчанной филигранью и цветными камнями, которая при помощи обхватывающих голову цепочек закреплялась нужно лбом. К пластинке и цепочкам крепились бессчетные подвески и монетки.

Лезгинский этнический дамский костюм всеполноценно не воссоздан до сего времени. Всё, что мы имеем на сей денек, это единичные редчайшие (уже очень ветхие) экземпляры, сохранившиеся с дореволюционных времён. Либо непонятные нам странноватые полувосточные костюмчики от дагестанских дизайнеров, совсем не отображающие этнический лезгинский стиль. Чувство, что лезгинский этнический костюм в составе новейших коллекций делают как попало и наскоро, чтоб формально заглавие “лезгинский дамский костюм” прозвучало. В то время как этнические наряды народов Центрального и Северного Дагестана воссозданы в бессчетном количестве и даже дополнены неприсущими им всякими привнесёнными деталями – они имеют полный этнический вид. Поэтому на сей день есть серьёзная необходимость восстановления (реконструкции) реального вида лезгинских дам прошедшего, воссоздание всеполноценных этнических костюмов лезгинок. Это не один наряд, а десяток различных дамских костюмов со своими чертами, зависимо от местности, потому что ареол проживания лезгинсокго народа в прошедшем исторически не ограничивался лишь Южным Дагестаном, а обхватывал (и обхватывает) необъятную область Северного Азербайджана: весь Шахдаг, его предгорья и равнину. Всюду были свои индивидуальности дамского костюмчика.

На фото: Costume from Dagestan: Лезгинка,с.Ахцах (Lezgian, Ahty, Akhtynsky District).Обычный клстюм лезгинок с.Ахцах(русс.Ахты)начала XXв.

Одежка

До 3-х лет детям надевали разные идолы – амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они владели волшебной силой и оберегали от заболеваний и сглаза. На курточку надевали нагрудник – хириган. Время от времени на спине у безрукавки либо курточки нашивали цветок – мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков – по числу месяцев года. Числилось, что этот цветок защищает малыша круглый год от всяких бед.

Дамский костюм лезгинок состоял из длинноватой рубахи-туники с воротником-стойкой и длинноватыми рукавами. Под рубашку надевали брюки, широкие на бедрах и узенькие понизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платьица, и дамы обожали украшать ее узорным швом, броской цветной полосой из материи.

Читайте также:  С чем носить синий мужской костюм

С конца XIX в. у лезгинок возникли платьица – булушка. Старые дамы носили булушки черных цветов, а юные обожали калоритные: красноватые, зеленоватые, желтоватые. Помните, мы лицезрели древние наряды лезгинок в нашем краеведческом музее?

Волосы дамы прятали под чутхой – плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, естественно, платки – шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и старые дамы платки одевали так, чтоб часть лица и рот были прикрыты. Это было непременно исходя из убеждений морали тех пор. И платьица были не облегающие. Любая дама шила сама и все искусна созодать своими руками.

Лезгинские дамы носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами обожали украшать свои наряды. Числилось, что их гул отпугивает нехорошее и завлекает не плохое. Серебро – особенный сплав, который может собирать нехорошую энергию и сам очищаться от нее.

Краса дам совместно с иными признаками (стройность, темные глаза и брови) определялась волосами. Безупречными числились густые длинноватые волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу было не принято. Числилось, что, если женщина будет ходить с одной косой, она остается одинокой. В особенности запрещалась таковая прическа дамам, у каких были отец и братья. Потому, когда дамы ругались вместе, они часто употребляли выражение: «Ви киф атIуй» («Чтобы ты с одной косой осталась»).

Краса — гуьрчегвал.

Волос — чIар.

Штаны — шалвар.

Папаха — бапIах, бармак.

Платок — шал.

Косынка — пIипI.

Рубаха — перем.

Воротник — хев.

Носки — гуьлуьтар.

Платьице — партал, булушка.

Ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) парча.

Шуба, дубленка — кIурт.

Варежки — бегьлеяр.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Национальный костюм лезгинов

Зажигательная лезгинка — танец узнаваемый всем. А что мы знаем о самих лезгинах, их государственной одежке и традициях?

Национальный костюм лезгинов

Лезгины — народность, населяющая местности Южного Кавказа, Азербайджана, Дагестана. Они имеют собственные самобытные традиции, обычаи и культуру, хорошие от примыкающих народов. Национальный костюм, это не попросту одежка, а вещественное воплощение культурных ценностей, где любой элемент имеет свой смысл и значение.

История

Главными тенденциями в костюмчике являются детали, общие для народов Кавказа и Азербайджана:

  • Бушлаты и белоснежные рубашки у парней;
  • Длинноватые платьица вольного кроя у дам;
  • Многослойность наряда и головных уборов.

Вначале, государственный костюм Лезгинских дам состоял из длинноватой рубашки и штанов, которые кокетливо выглядывали из-под подола. Рубашка имела длинноватые рукава и воротник-стойку и подпоясывалась на талии.

В XIX веке в гардеробе возникают платьица. Молодые девицы носили калоритные цвета, а наиболее зрелые предпочитали тёмные.

На формирование мужского обычного наряда оказали воздействие быт и стиль жизни лезгинов. В большинстве своём, мужчины занимались скотоводством, земледелием и охотой. Это и отразилось в одежке: длиннющий бушлат из плотной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), комфортная обувь и папаха, защищающая голову от прохладных горных ветров.

Мужские и дамские национальные костюмчики сейчас

Невзирая на прошедшие века, традиции государственного костюмчика живые в семьях лезгинов. Наряды одевают на празднички и торжества, а каноны их производства передаются из поколения в поколение.

Дамский костюм

Лезгинки носили булушки — классические платьица вольного кроя с широкими рукавами. Их расшивали колоритными узорами, бусами и монетками. Числилось, что это отгоняет злых духов. На голову надевали чепец-чутху, под которым прятали волосы. Сверху одевались расшитые платки. Под платьицем неотклонимы штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой.

На ногах одеваются вязаные носки, поверх которых носят обувь из узкой сыромятной кожи. Так ноги защищаются от холода и сырости. Очевидно, государственная женская одежка — это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и голубые цвета в сочетании с блеском и гулом бессчетных украшений.

Мужской костюм

Мужчины-лезгины одевались наиболее робко, в классические кавказские бешметы — особые суконные кафтаны тёмных тонов. На груди располагали особые пеналы с порохом для удобства зарядки ружей на скаку. Одежка парней имела вольный крой в плечах, чтоб не мешать в схватке. Под кафтан одевали белоснежную рубашку и плотные суконные штаны.

В зимнюю пору добавочно одевали папаху из овечьего меха. Наряженные торжественные костюмчики украшаются тесьмой, из которой делают узоры на груди и спине. Торжественная одежда-черкеска, одевалась только на огромные торжества, призвана была показать статус и достаток мужчины. Не считая того дополнялся наряд расшитым поясом с кинжалом в кружевных ножнах

Из каких материалов шьют, индивидуальности

Современный дамский костюм лезгинки изготавливают из тонких, струящихся тканей: шёлка, атласа, шифона. Для мужского же обычно употребляют чёрное, красноватое либо белоснежное сукно, либо костюмную ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями). Танцевальные, сценические наряды делают из наиболее эластичных материалов, чтоб не стеснять движения танцора.

Читайте также:  Как из юбки солнце сделать полусолнце

На данный момент лезгинки всё почаще выбирают наряды приталенные, подчёркивающие фигуру, оставляя наиболее вольные платьица обычного кроя старым. При всем этом головной убор остаётся постоянным атрибутом лезгинок, как представительниц мусульманских народов Кавказа.

Костюм для лезгинки

Кавказцы – жаркий, страстный и чувственный люд. Кавказ – родина красивых экспрессивных танцев. Особенного внимания заслуживает таковой государственный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой иной, передает массу эмоций и несет внутри себя неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе неповторимых движений, которые несут экспрессию и передают глубину эмоций страстной натуры танцующего человека. Почти всех сейчас интересует вопросец: как в точности сохранить стиль старого танца? Выучить движения? Внимательно смотреть за хореографией? Нет, этого не много – принципиально отыскать одежку, которая станет главный составляющей танца. Одежка для лезгинки – животрепещущий вопросец для любителей этого танца.

Как смотрится одежка для лезгинки? Какие ее соответствующие индивидуальности? Разглядим все упомянутые ранее нюансы тщательно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но потому что основателями лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять классические черты государственной одежки лезгинов. Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, другими словами однобортного кафтана с открытой грудью. Рукава у черкески могут быть как длинноватые, так и недлинные. Для наиболее прохладного сезона заместо черкески одевают бешмет, другими словами та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной либо на шерстяной базе. На ноги одеваются брюки (по-лезгински – вахчагар). Эти брюки имеют широкий шаг, который равномерно к низу сужается. Сверху может одеваться бурка – другими словами плащ темного цвета (пореже – белоснежного). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красноватого цвета. На данный момент для танца лезгинки обожают одевать конкретно сафьяновые либо кожаные чувяки (потому что с незапамятных времен их носило лишь высшее сословие), пореже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи либо сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Ранее неотклонимыми предметами мужского костюмчика для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. На данный момент их одевают для танца все пореже, потому что они сковывают движения.

Дамский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узеньких, так и широких, также нижней рубашки. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платьице, на голову дамы одевают платок либо государственный дамский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Куколки в народных костюмчиках №81. Костюм Лезгинки

Куколки в народных костюмчиках №81. Костюм Лезгинки.

Журнальчик Куколки в народных костюмчиках, выпуск №81. Костюм Лезгинки.

Приблизительная дата выхода номера в Рф – 19 февраля 2015 года.

Лезги́ны — один из коренных народов Кавказа, исторически живущий в южных районах современного Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Лезгины – 2-ой по численности люд Азербайджана. Лезгины проживают также в Казахстане, Киргизии, Турции и остальных государствах.

Обычный мужской костюм – общекавказского типа: черкеска (чуха) однобортный кафтан с открытой грудью, чуток ниже колен, с широкими рукавами. Юные мужчины в возрасте вояки носили черкески с маленькими рукавами, чтоб не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри — прошитые тесьмой узенькие карманы для герметичных пенальчиков, почаще всего костяных. В пенальчике хранили порох. Пенальчик дозволял стремительно зарядить ружьё на всем скаку.

Замечание от Нафисы: Совершенно-то верхняя одежка не валгач, а “валчаг” . И обувь, что на ней, – просто кюлютар (носки) – в их на улицу не выйдешь.. Кемечар – это вязаная уличная обувь.

Узоры лезгинской вязаной обуви нередко повторяли орнаменты, использовавшиеся в украшении ковров. Более античные геометрические элементы — ромбы, зигзаги, кресты и завитки — использовались для дизайна обуви старых людей. В изделиях, созданных для молодежи, к простым узорам добавляли растительные орнаменты, схематичные изображения животных, птиц и рыб.

Черкески строго различались цветом согласно сословной принадлежности: белоснежного цвета у князей, красноватого у дворян, сероватый, карий и чёрный у фермеров (голубий, зелёный и остальные цвета, обычно, не употребляли).

Бешмет по покрою напоминал черкеску, но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узенькими рукавами, длина чуток выше колена; шился, обычно, из светлого и наиболее узкого материала, нередко бешмет был стёганый на ватной либо шерстяной базе.

Брюки с широким шагом, сужались книзу.

Папаха шилась из овчины, белоснежного, чёрного либо бурого цвета, высота варьировалась.

Бурка — длиннющий, войлочный плащ, чёрного, изредка белоснежного цвета. Наборный пояс. Пряжка пояса использовалась как кресало для высечения огня. Неотклонимыми предметами мужского костюмчика были кинжал и шашка либо сабля.

Дамский костюм – это комплекс, который состоит штанов, как узеньких, так и широких, также нижней рубашки. Сверху одевается цельнокроеное платьице. На голову дамы одевают платок либо государственный дамский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector