Осетинский национальный костюм

Осетинский национальный костюм

  1. Немного истории
  2. Особенности
    • Цвета и узоры
    • Ткани и крой
  3. Разновидности

Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.

Национальная одежда – это один из элементов культуры каждого народа, которая отображает его историю и развитие.

В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.

Немного истории

С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался ключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.

Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.

Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.

Особенности

Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:

  • большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
  • ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
  • особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
  • между мужской и женской верхней одеждой осетинцев много общего по крою и по способу ношения.

Цвета и узоры

Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу.

Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность. На мужских костюмах могут быть изображены символы силы, власти, мужества.

Осетинки — мои куклы, особенности осетинского народного костюма

Мои куклы – осетинки:

Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно.

Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом.

На свадебное платье наносился символ плодородия.

Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.

Национальная одежда осетинок

На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль.

На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.

По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез.

На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья.

Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.

Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета. Повседневное одеяние осетинок В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.

На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего.

Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.

Осетинский костюм в современности

Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации. В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят.

Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер.

А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.

Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей.

Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко. До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.

Осетинский национальный костюм мужской и женский

Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.

Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.

Читайте также:  Что такое меланжевая пряжа

Мужской костюм

Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс.

Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.

Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.

Бешмет

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.

Верхняя одежда осетин

Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.

Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.

Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.

К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому – карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.

Головные уборы

Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.

Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.

Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.

Национальная одежда осетинок

На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.

По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.

Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.

Повседневное одеяние осетинок

В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.

На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.

Осетинский костюм в современности

Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.

В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.

Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.

До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.

Как нарисовать осетинский национальный костюм

Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:

  1. Провести исходные очертания мужской и женской фигуры. Две окружности – головы и шеи, квадраты – туловища, контуры ног и рук.
  2. Мягкими линиями обвести окружности, придавая последовательно контуры лицам. Выделить очертания щёк, ушей, подбородков и линию шею.
  3. Прорисовать выражение лица. Для этого используется вспомогательная линия внутри окружности. Нарисовать глаза с ресничками, брови над ними, линии носа с ноздрями и губы, расплывающиеся в вежливой улыбке.
  4. Далее барышне пририсовать две пышные заплетённые косы, убранные назад, сверху «надеть» национальный головной убор с вуалью. На ушках можно показать красивые серёжки. На голове мужчины нарисовать папаху.
  5. Не знаете, как нарисовать осетинский национальный костюм карандашом поэтапно? Итак, начинаем рисовать сам костюм. На ней – платье красного цвета с многочисленными застёжками с поясом золотого цвета и рукавами-лопастями. На нём – рубаха с воротником стойкой, поверх неё подпоясанный бешмет длиной по колено.
  6. Покажем длину рукавов бешмета до локтя и рукав рубашки с отделанным галуном и застёжками из ниток. На поясе осетин, отделанном серебром, висит национальное орудие – кинжал, а он держит его рукоятку.
  7. Заканчивая рисовать национальные осетинские костюмы, нужно изобразить подол женского платья, из-под которого виднеется низ передника. Платье немного расширено книзу. У мужчины штаны-шаровары довольно объёмные, заправленные в сапоги. Ноги нужно рисовать вдоль прямых, нарисованных в первом этапе.
  8. Теперь изобразим орнамент на подоле передника, платье и рукавах. Линии вертикальные и горизонтальные. Края бешмета «отделываются» серебром.
  9. Головной убор девушки тоже отделывается незатейливым орнаментом.
  10. Раскрасить получившиеся костюмы. В основном для национальных осетинских нарядов принято брать красный, чёрный и белый цвета.
Читайте также:  Как завязать палантин на шее разными способами

Заключение

В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.

Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.

Осетинский национальный костюм

Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда осетин – от головных уборов до обуви – изготовлялась женщинами.

Женский праздничный костюм. Основными элементами женского праздничного костюма являлись рубаха, кафтанчик, распашное платье, шапочка, шаль, обувь.

Девушка начинала носить кафтанчик (“куырæт”), когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Кафтанчик надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его, по возможности, из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Кафтанчик туго схватывал и стягивал фигуру от плеч до талии. Его ворот, борта, подол украшались галуном и вышивкой золотыми нитками. Из-под платья были видны лишь отдельные части кафтанчика – это привело к тому, что он распался на отдельные части: нагрудник с застежками, нижние полочки на пояске, нарукавники, воротничок.

Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки (“æгънæджытæ”), которые пришивались на платье или кафтанчик. Первоначально это были собственно застежки, впоследствии они превратились в украшения, имитирующие застежки. Нагрудные застежки были частью праздничного костюма многих народов Кавказа, но ученые связывают их происхождение с аланами; все ранние образцы этих предметов были обнаружены археологами среди аланских древностей Осетии.

Поверх кафтанчика надевалось распашное платье (“разгом къаба”) светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкеской.

Особенностью свадебного платья являлись широкие висячие рукава (“уæларм’), которые восходят к скифским временам. Полочки, рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни.

Поверх распашного платья надевался пояс (“камари”). Женские пояса отличались по форме и качеству, выбор пояса зависел от материальных возможностей семьи. Серебряные пояса имели большую ценность, их передавали из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, престижного подарка.

Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая серебряным или золотым галуном.

Головной убор осетинки с возрастом менялся. Девушка дома могла ходить без головного убора; собираясь на танцы и в гости, она надевала легкую шаль. После выхода замуж она уже нигде не могла появляться без головного убора.

Украшения осетинок включали золотые и серебряные кольца, браслеты, бусы, ожерелья. Ношение украшений регламентировалось традицией. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, а кольца – когда она выходила в первый раз на танцы.

Мужской праздничный костюм.
Полный костюм, включавший черкеску, бешмет, пояс, оружие и пр., юноша получал по достижении совершеннолетия.

Бешмет (“куырæт”) – это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии. Длина бешмета доходила до колена. Ученые находят сходство между бешметом и скифскими кафтанчиками.

Черкеска (“цухъхъа”) – верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету, но без воротника и с открытой грудью. Этот вид одежды восходит к скифским временам. Русское название “черкеска” происходит от устаревшего обобщающего названия кавказских горцев. Черкеска надевалась поверх бешмета, вверху она строго облегала стан, от груди до талии застегивалась на особые нитяные петлички. От поясницы книзу черкеска расклешена и драпируется в складки. Рукава ее широки и закрывают руки до концов средних пальцев. Свободные края черкески и рукава обшивались тесьмой (“алдымбыд”). Если одежда была выходной, ее обшивали также галуном из серебряных и золотых ниток. С широким распространением огнестрельного оружия появился такой элемент черкески, как нашитые по обеим сторонам груди газырницы. Газыри (“бæрцытæ”) были первоначально футлярами для пороховых зарядов. Длина черкески менялась в зависимости от эпохи, назначения (повседневная или праздничная) и социальной принадлежности хозяина. На рубеже XIX-XX вв. она была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли длинные черкески (до щиколоток). Одним их важнейших элементов мужского костюма являлся узкий наборный пояс с декоративными бляшками и язычками (“ирон рон”), происходивший от средневековых аланских поясов. К поясу, который носили поверх черкески, прикреплялся кинжал. Штаны (“хæлаф”) были элементом как мужского, так и женского костюма. Ученые выяснили, что длинные штаны, плотно прилегающие к ногам, были в древнем мире отличительным признаком той группы индоевропейских народов, к которой принадлежали скифы. Необходимость в этом виде верхней одежды была связана с частой и длительной ездой на лошадях и суровыми климатическими условиями евразийских степей. Парадная мужская обувь делалась из мягкого черного сафьяна: она состояла из чувяков (“хæдбын дзабыртæ”), скроенных из цельного куска кожи, и ноговиц (“зæнгæйттæ”) или же мягких сапог того же покроя, что и чувяки. Обувь украшали аппликацией из кожи или орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой. Ноговицы подвязывались специальными ремешками (“зæнг-бæттæнтæ'”). Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха (“уæлдзарм худ”) – высокая шапка из шкурки барашка. С ней у осетин связано много афоризмов, например: “Лæг лæгыл нымад уымæн у, æмæ худ дары” (“Мужчина потому и считается мужчиной, что носит шапку”); “Худ дарынæн лæг хъæуы” (Чтобы шапку носить, нужен мужчина”) и др. Традиционным головным убором был башлык, восходящий к скифскому прообразу. Башлыки изготовляли из козьего пуха и верблюжьей шерсти, их носили и мужчины, и женщины. Являясь престижным видом одежды, башлык считался едва ли не лучшим подарком, который невеста могла преподнести родственникам жениха. Башлык и бурка были обязательными подарками жениху от матери невесты.

Читайте также:  Что делать если скрипят сапоги при ходьбе

Летом осетины носили войлочные шляпы (“нымæтхуд’), обычно белого, серого или черного цвета, с широкими полями. К очень древним типам верхней одежды относилась зимняя шуба (“кæрц”), которую чаще всего шили из овчины.

Оружие. Среди предметов материальной культуры оружие осетин имеет наиболее длительную историю. Согласно эпическим сказаниям, вооружение нартов составляли меч (“кард”), сабля (“æхсаргард”), копье (“арц”), пика (“бæхарц”), лук (“æрдын”), стрелы (“фат”) в колчане (“æрдыстон”), щит (“уарт”), кольчуга (“згъæр”), шлем (“така”) и др. Похожий набор вооружения сохранялся у осетин до XVII! в. Названия почти всех видов холодного оружия восходят к эпохе иранской языковой общности.

Неразлучным другом осетина был кинжал (“хъама”). Свой первый кинжал, сделанный из дерева, мальчик получал в три года, а настоящий – по достижении совершеннолетия.

Кинжал носили на боку спереди, прикрепляя его к поясу с левой стороны особым кольцевидным ремешком. Справа к поясу прикрепляли сафьяновый чехол (“хуымпъыр”) для пистолета (“дамбаца”). Через правое плечо прокладывался кожаный ремешок шириной в палец, на котором висела шашка (“æхсаргард”). Иногда ремешок обвязывался поверх пояса. Под ножны кинжала вставлялся маленький нож для бытовых нужд.

Считалось предосудительным для осетина без особой нужды пользоваться кинжалом или шашкой, вынимать их из ножен без крайней необходимости.

Огнестрельное оружие появляется на Кавказе в XVI в., но широкое распространение получает лишь в XVI!! в. Первоначально это было ружье (“топп”), а затем пистолет (“дамбаца”). Название стрелы (“фат’) у дигорцев перешло на пулю, у иронцев она называется “нæмыг”.

Относились осетины к своему оружию очень бережно. Существовало правило, подавая пистолет или револьвер, хотя бы он не был заряжен, держать его дулом вниз.

Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С

Продажа авторской музыки, муз инструментов, поиск коллег, общение музыкантов, корпоративы, авторские права. Всё для Музык! Биржа Музык.

где ставить ударение в слове договор – говорим правильно.

Национальный костюм или хайп?

Национальный костюм у осетин всегда имел сакральный смысл. В каждой ниточке и пуговице, в каждом узоре и отдельном элементе костюма было заложено особое значение. В наши дни, мало кто знаком с понятием «не ’мбæлы», что в переводе на русский язык означает – не положено. Так вот, у осетин испокон веков было это понятие, которое не давало им нарушать и преступать через какие-то каноны, устоявшиеся в народе. Сегодня, мы видим следующую картину: девушки шьют себе платья с газырницами – кожаных гнезд для деревянных трубочек, куда вкладывали патроны, а мужчины носят спортивную одежду в национальном стиле, и это только единичные случаи. Наблюдая, за всем этим возникает вопрос: что это? Популяризация национального костюма, или же надругательство над историей и традициями нашего народа? Давайте попробуем разобраться…

Осетинский национальный костюм – это цельный и гармоничный образ, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. И если наши предки шили определенные элементы на мужском костюме, значит, оно имело свое особое предназначение. Например газыри; чтобы в корне понять их предназначение проведём экскурс в историю .

Газыри – это деревянные трубочки с зарядами пороха для оружия, носили в кожаной сумке на ремне через плечо или на поясе, что создавало определенные неудобства. Постепенно газырницы — нагрудные карманчики с мелкими отделениями, делавшиеся из кожи, стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. Газырницы из кожи обшивали галуном, ниже газырниц делали карманы для хранения натруски, кресала и др.

Но зачем современным осетинкам газырницы на платьях? Чтобы просто выделиться из толпы? Я думаю, современная девушка, ради мнимых попыток привлечь к себе внимание и погоней за «лайками» готова на все, в том числе и на издевательство над национальным костюмом.

Говоря о национальном осетинском костюме, нужно также обратить внимание на узор, то бишь, один из главных и значимых частей национального осетинского костюма. Современные «чинзы» выбирают узор на свои свадебные «разгамтта», не понимая смысл и его предназначение. По словам историка и заведующего экспозиционного отдела национального музея Эльбруса Кантемирова, национальный наряд осетинки совершенствовался на протяжении нескольких тысячелетий, но и сейчас несет сакральный характер.

«Женщина – параллель природы, дает жизнь. Поэтому женский костюм надо было украшать таким орнаментом, который бы связывал ее с природой, незаметно, по суеверным нитям. Поэтому женское платье ниже пояса украшается растительным орнаментом», – пояснил Кантемиров.

Считается, что такой узор оберегает невесту от сглаза. Девушку, по поверьям, ждет счастливое материнство. Орнамент заканчивается там, где начинается тело человека, то есть самые незащищенные части. Это шапка, обрамляющая лицо, нагрудники, которые раньше служили полноценными застежками, и орнамент на юбке. Нагрудные застежки символизируют древо жизни. С ним невесту часто сравнивали в осетинском фольклоре. А пояс, сделанный из серебра, испокон веков считался самым сильным оберегом. Его главный символ – счастье, передавали из поколения в поколение. В свадебном наряде имеет особый смысл и ложный рукав. Эта традиция берет начало еще в скифской культуре. Женщина – это богиня-мать, богиня-птица. И вот надрукавники в костюме олицетворяют птицу – она будто распахивает крылья, когда танцует. К слову, немногие знают, что первоначально свадебное платье в Осетии было красным.

Что касается мужчин, тут ситуация не лучше. Все чаще и чаще мы видим на улицах города и торжествах в республики мужские национальные рубашки. Но какие?

Никогда у мужчины-осетина не было рубахи в клеточку или в полоску. С каждым днём в республике появляются новые ателье, которые готовы предложить своим клиентам рубашки на любой вкус и цвет. По вашему это хорошо? Подобные рубашки? Вроде бы, популяризация национального костюма, а с другой стороны какой пример мы падаем нашим младшим? Ведь те реально начнут думать, что у осетин были рубашки в клетку.

Также сегодня популярны спортивные костюмы в национальном стиле. Спортивный костюм с флагом – это, допустим, патриотизм, но спортивный костюм с газырницами и традиционными сплетенными пуговицами – уже фанатизм.

Впрочем, это только начало. Со временем появится новая мода . Но я думаю, традиция ношения национального костюма восстановятся и она, вернувшись из этнографической и сценической сферы, снова станет частью национального самосознания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector