Веб-сайт УЧИТЕЛЯ МХК Романовой Ольги Владимировны Сердечко, Воображение и разум

Веб-сайт УЧИТЕЛЯ МХК Романовой Ольги Владимировны
“Сердечко, Воображение и разум”

Башкир ский национальный костюм

Башкирский обычный костюм не повторяет одежку ни 1-го другого народа, хотя за длительное время собственного развития поглотил разные стили предшественников.

В башкирской классической одежке выделяют семь комплексов: северо – западный, северо – восточный, юго – западный, юго – восточный, центральный, восточный и самаро – иргизский. 1-ый комплекс обхватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области.

В любом костюмном комплексе есть элемент, соответствующий лишь для него. Для центрального комплекса таким была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного – кашмау, уникальный головной убор, покрытый серебром и т.д.

Xарактерно обширное внедрение домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, также покупных кустарных тканей; в наименьшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) из раститительных волокон при изготовлении одежки, в особенности нательной (рубах, штанов), заполучили первенствующее значение.
Kостюм людей юного и среднего возраста различался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красноватому цвету в сочетании с зеленоватым и желтоватым, пореже употреблялся голубий цвет. В древней белоснежной одежке красноватой была отделка – вышивка либо аппликация. Для верхней одежки, в особенности старых, употреблялись темные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).


Мужская одежка состояла из широкой и длинноватой рубашки с прямым разрезом ворота, штанов с широкими шагом, легких прямоспинных и расклешенных халатиков. камзолов и тулупов. Головные уборы у парней – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, шапки. Посреди башкир, как и у остальных мусульманских народов бытовал мужской головной убор – чалма. Она была не ежедневным головным (распологающемся в голове) убором. Ее носили в главном старые мужчины при посещении мечети и служители культа – муллы.


В прошедшем были и остальные головные уборы. Башкирских конников, участвовавших в Российскей войне с французами в 1812 г., Западная Европа запомнила по их конусообразным островерхим шапкам с меховой оторочкой и т.д.

Классической женской одежкой были: платьице с оборками, передник, камзол. Юные дамы носили нагрудные декорации из кораллов и монет (селтэр, hакал). Очень различными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних дам – кашмау – представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинноватой лопастью, пришитой сзаду к кашмау. Девичьим головным (распологающемся в голове) убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девченки обычно, в особенности в летнюю пору, прогуливались с непокрытой головой, взрослые девицы и дамы постоянно носили ситцевые платки.

Древним головным (распологающемся в голове) убором был и кушъяулык – большенный двойной платок, который носили юные дамы. Старые башкирки носили тастар – головной убор типа полотенца длиной приблизительно 250 – 280 см и шириной 35 – 40 см. Им дама обматывала для себя голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, иной также увенчанный на спине. Поверх него носили меховые шапки. В дамский костюм некогда заходил и хараус – продолговатый лоскуток холста с вышивкой. Настоящее его предназначение уже позабыто. Считают, что когда – то он был частью свадебного набора – подарка.Головные повязки с налобниками из бисера – сарават бытовали в прошедшем у южных хантов (Народы Сибири. М.- Л., 1956. С. 589)

Обувью служили кожаные сапоги, ботинки, ичиги, бахилы, кое – где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и дамы. Их надевали с портянками, пореже с вязанными шерстяными либо суконными чулками. Достаточно обширно были всераспространены также низкая обувь из кожи вроде туфель – ботинки и сарыки. У крайних головка была из кожи домашней выделки, верх – голенище из сукна. Сарыки носили и мужчины и дамы, в празднички и будни. Дамские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белоснежных суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красноватого сукна. Лыковая обувь получила распространение у северо-западных башкир, в южной части Башкортостана ее носили в главном во время полевых работ. Узнаваемый российский историк Н.Костомаров относительно российской народной одежки писал, что она схожа по покрою как у царей, так и у фермеров, отличия определялись только уровнем отделки. Перефразируя это выражение, можно сказать, что обычный мужской и дамский костюм башкир по покрою и материалу схож, лишь женская одежка различается богатством декоративной отделки.

Для сотворения одежки использовались почти все декоративно – художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра, теснение по коже. Одежку шили из клетчатой либо полосатой пестроткани. Для производства торжественного костюмчика употребляли узорную (браную) домотканину. Платьица, рубашки, головные уборы, верхняя одежка, время от времени и обувь украшались вышивкой. При всем этом употребляли разные приемы: тамбурный шов, косую сетку, счетную гладь. Обширно применялась аппликация. Этот метод декоративного дизайна более ярко проявился в украшении сарыков. В декорировании народной одежки использовались кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камешки, раковины и др. По старым представлениям людей украшениям и гулу серебра приписывалась сила, которая способна отгонять злых духов. Монетами, серебром одежку орнаментировали почти все народы Востока. И общим для их было то, что на костюмчике украшались разрезы, вырезы, подол, ворот, рукава, застежки, другими словами уязвимые места, через которые могли просочиться злые духи.

Мужской костюм при всем этом отделывался еще сдержаннее, чем дамский. Национальный костюм башкир, невзирая на локальные варианты, представляет единый этнокультурный комплекс, имеющий местные индивидуальности.

Башкирские декорации

Ассортимент башкирских ювелирных изделий широкий, методы их отделки многообразны.
Дамский костюм дополняло огромное количество украшений: мощные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные декорации, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую базу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластинки и пуговицы.


Обычным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили повсевременно, большая часть сложных украшений было создано для праздничных случаев, праздничков. В торжественных костюмчиках нагрудник соединяли с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

Подбор материалов для украшений был обоснован верой в их волшебные характеристики. Серебру приписывалась защитная, очищающая сила, его блеску и гулу – способность отгонять злых духов, потому в костюмчике присутствовало много шумящих подвесок из серебра. Не напрасно была пословица, что башкирскую даму поначалу можно услышать, потом узреть. Числилось, что кораллы обеспечивают плодовитость и достояние. Этот редкостный по красе материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед женитьбой был должен подарить жене определенное количество кораллов для декорации еляна.
Из полудрагоценных камешков наибольшее распространение получил сердолик. Его употребляли в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корешки данной для нас традиции соединены с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как гранит счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белоснежные раковины-ужовки, либо каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а потом караванными торговыми способами доставляли в Европу и Азию.
На браслеты и серьги, перстни и кольца, разные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Достаточно обширно применялись скань, также вставки из цветного камня, основным образом, из бирюзы и сердолика.

Читайте также:  Алькантара или экокожа

Презентация по краеведению “Башкирский национальный костюм”

Индивидуальности работы со слабоуспевающими и даровитыми детками в школе

свидетельство любому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ БАШКИР

Башкирский национальный костюм — народная одежка башкир. Одежку башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Индивидуальностью у башкир была многочисленность верхних одежд, в особенности в торжественных костюмчиках. Башкиры на нижнюю одежку надевали несколько слоев верхней — несколько халатиков один на иной в хоть какое время года и независимо от погоды.

Классической верхней длиннополой одежкой башкир был елян (елән) — костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и дамский (приталенный, расклешённый). Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).

МУЖСКОЙ ЕЛЯН Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, время от времени из бархата, шёлка, белоснежного атласа; отделывали нашивками из красноватого сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом.

ЖЕНСКИЙ ЕЛЯН Дамский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красноватого, зелёного, голубого), чередуя их с позументом.

До начала ХХ века одежка у башкир (парней и дам) различалась в главном приемами декоративно-художественного дизайна. Дамы носили платьица (кулдэк), широкие брюки (ыштан), маленький безрукавный камзол либо кафтан (кэзэки). На праздничек надевали шелковые либо бархатные халатики (елэн), бешметы (бишмэт). В зимнюю пору носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). Халатики и шубы врубались в торжественный набор. Халатики расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет.

Башкир и башкирка в государственном костюмчике. Начало ХХ в.

ЖЕНСКОЕ ПЛАТЬЕ – КУЛДЭК

Башкирские мужчины носили не широкие брюки, рубашки. Верхняя одежка — камзол либо кафтан. Башкирская мужская рубашка на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. В зимнюю пору мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун).

Обычно в разработке народных башкирских костюмов употребляют природные цвета. Главными цветами являются голубий, чёрный, зелёный, красноватый, карий и жёлтый.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БУРЕК

КОЛПАК С ПЛАТКОМ СВЕРХУ

КЭМЭР – ПОЯС МУЖСКОЙ

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Испытания
  • Рабочие программки
  • Остальные методич. материалы

  • Хамидуллина Гульдар ГайнулловнаНаписать 4105 27.10.2019

Номер материала: ДБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений)-760838

  • Потрясающему руководителю
  • 2 класс
  • Презентации

VI Интернациональный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) и СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР)

Занятия онлайн и оффлайн

Наиболее 90 дисциплин

    27.10.2019 359
    27.10.2019 49
    27.10.2019 926
    27.10.2019 250
    27.10.2019 137
    27.10.2019 74
    27.10.2019 152
    27.10.2019 42

Не отыскали то что находили?

Для вас будут увлекательны эти курсы:

Оставьте собственный комментарий

Ответственность за разрешение всех неоднозначных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя юзеры, разместившие материал на веб-сайте. Но редакция веб-сайта готова оказать всяческую поддержку в решении всех вопросцев, связанных с работой и содержанием веб-сайта. Если Вы увидели, что на данном веб-сайте нелегально употребляются материалы, сообщите о этом администрации веб-сайта через форму оборотной связи.

Все материалы, размещенные на веб-сайте, сделаны создателями веб-сайта или расположены юзерами веб-сайта и представлены на веб-сайте только для ознакомления. Права автора на материалы принадлежат их легитимным создателям. Частичное либо полное копирование материалов веб-сайта без письменного разрешения администрации веб-сайта запрещено! Мировоззрение редакции может не совпадать с точкой зрения создателей.

Башкирский национальный костюм

Одно башкирское предание повествует, что опосля сотворения мира различные народы расселились в различных местах, и любая народность получила собственный язык и костюм…

Национальные одежки представителей различных государств – это дань почтения праотцам. При помощи костюмчика старенькое поколение передает потомкам наследство собственного народа, ведает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только лишь метод покрасоваться на праздничке. Любая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает актуальный уклад и нрав живущих там людей.

Главные сведения о государственном костюмчике

Башкирия — регион нежаркий, потому национальные одежки различаются многослойностью. Поверх нательной рубахи надевалось по нескольку халатиков, зависимо от времени года они были толще либо тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длиннющий кафтан из сукна.

Принципиально! У торжественных облачений количество одежд было больше, чем у ежедневных.

О знатности человека гласили не только лишь достояние одежки и её отделка, да и количество насаженых за раз нарядов. Чем больше халатиков, тем он состоятельней и влиятельней.

Обилие нарядов


Зависимо от занимаемой в автономии местности исторически сложилось 7 вариантов государственного костюмчика. В любом из их есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его выяснят другие.

Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, живущих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В границах одной маленькой страны можно следить, какой опечаток накладывает на национальные наряды стиль жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли узкую пряжу и ткали тонкое полотно с необычными узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Потому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Праотцы современных башкир ценили роскошь, калоритные цвета и богатые декорации на одежке. Это занесло свою лепту в создание обычного наряда.

Богатые граждане могли для себя дозволить предметы одежки из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большая часть, шили ежедневные одежки из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Индивидуальности кроя


Согласно религиозным устоям, дамам и девицам запрещалось оголять части тела перед сторонними. Это занесло свои коррективы в создание государственного костюмчика.

Читайте также:  Как завязать платок на сумку красиво

Дамские наряды не охватывают фигуру, преобладает вольный ниспадающий крой. Одежка длиной до пола с длинноватыми рукавами.

У простолюдинов, что у парней, что у дам, главным видом облачения выступали просторные, не стесняющие движений, самотканые рубашки, брюки и халатики.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и хлеборобов, просторная одежка была принципиальна из-за удобства.

Любопытно! Орнаменты, украшающие классические облачения башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных частей либо фигурок звериных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, завлекало владельцу фортуну.

Дамский национальный костюм

Дамы хоть какой национальности постоянно великолепны. В душе любая из их кокетка. Она грезит отыскать собственного возлюбленного и завлекать внимание обратного пола. Даже в рамках твердых религиозных канонов наряд женщин из Башкирии равномерно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают бессчетные фото.

Платьице — база наряда


Кулдэк — это обычное платьице башкирок, увенчанное вышивкой. Поначалу оно имело маленькой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).

В прошедшем веке оно мало видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди возникли защипы, а на рукавах и вороте отворот.

На платьице надевался нагрудник, типо защищающий от недобрых духов.

Дамы обеспеченного рода поверх платьица носили камзолы, богато увенчанные серебряными монетами.

Остальные элементы костюмчика


В верхней одежке у башкирок был обеспеченный выбор. В различных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.

Под платьице полагалось надевать просторные брюки — ыштан.

Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки употребляют не только лишь по прямому предназначению — готовя обед либо хозяйничая на кухне.

Любопытно! Передник (алъяпкыс) — неотклонимая часть торжественного наряда. Для праздничных случаев он шьется из дорогих и прекрасных тканей.

Ножки башкирских дам грели шерстяные, войлочные либо холщовые чулки. Поверх обувались кожаные ботинки, увенчанные вышивкой либо разноцветными кисточками.

Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обыкновенной жизни дамы покрывали голову платками либо шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.

Мужской национальный костюм


Костюм представителей мощного пола не поражает многообразием вариантов нарядов. Мужчины наименее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью частей мужские одежки не уступают дамским.

На любой денек башкирский супруг предпочитал рубаху вольного кроя, брюки и длиннющий халатик либо камзол (зависимо от статуса). Популярностью у мужского населения воспользовались суконные чекмени.

Наиболее теплым вариантов верхнего облачения являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высочайшим воротом.

В мужской одежке башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.

Любопытно! Обитателей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубашки.

У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А обитатели северных районов носили модель, наиболее обычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровненький.

При пришествии холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.

В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и ботинках. В зимнюю пору в ход шла валяная обувка.

Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и дамы носили национальные меховые шапки-бурэки.

Индивидуальности детского государственного костюмчика

Детская одежка фактически не различалась от взрослой.

Наряженная и ежедневная одежка девченок повторяла наряды мам. Малышкам недозволено было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой необыкновенную шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчиков одежка на сто процентов копировалась с мужской. Как и предки, они облачались в рубахи со шнуровкой, брюки, в качестве ремня был богато увенчанный пояс в классическом стиле местности.

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни юных. Для башкир оно владело особой торжественностью. Подготовке свадебных нарядов новобрачных уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежки жениха и жены должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе. Ради этого предки готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платьице украшалось лентами и обеспеченными оборками.

Цвет обычного наряда юных имел значение, он отшивался в 2-ух цветах:

  • красноватом — знаке дома и теплого домашнего очага;
  • белоснежном — олицетворявшем солнце и лад в делах семейных.

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белоснежные сапожки, они отшивались из тонкой и мягенькой козьей кожи.

Красноватую свадебную рубашку для грядущего жена жена шила и вышивала своими руками и конкретно перед принципиальным деньком вручала её суженому.

Башкирские костюмчики создавались на века. Современная молодежь заботливо хранит эти народные традиции.

Башкирский национальный костюм эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

“Опосля зарождения мира расселились люди в различных местах и стали жить-поживать. Любому народу был дан собственный определенный язык, своя одежка. ” – говорит одно из башкирских преданий. Но ведь по сути национальный костюм башкир не попросту данность, а воплощение многолетний истории и традиций, отражение вида жизни и нрава народа.

Башкирский костюм является броским примером того, как появляются различия в одежке различных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому виду жизни. Тут население занималось созданием узкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя способности скотоводческого хозяйства.

Выделяют целых семь вариантов обычного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой варианты есть элемент, соответствующий лишь для этого региона.

Головные уборы

Головной убор играл необыкновенную роль в костюмчике. Он свидетельствовал о вещественном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камешки и остальные предметы служили оберегом.

Дамские головные уборы отличались особенным многообразием и более ярко отражали этнический спектр. В южных районах замужние дамы носили кашмау – шапочку с отверстием на маковке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинноватая лента – койрок (в переводе “хвост”), расшитая бисером, с бахромой на конце. Лишь безбедные семьи могли дозволить для себя таковой роскошный головной убор.

Замужние дамы восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высшую овальную шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.

В северных деревнях можно было повстречать такыя – полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.

Башкирские девицы до вступления в супружеский возраст (до 10-11 лет) прогуливались с непокрытой головой. Потом они надевали платки либо шапочки наподобие тюбетейки.

В северной Башкирии взрослые девицы и юные дамы носили так именуемые колпачки, либо бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона либо кожи, потом обтягивали тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), расшивали бисером, жемчугом, железной нитью, также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени при помощи шнурков, его носили чуток сдвинутым набок и покрывали платком.

Читайте также:  Как заправить нитку в детскую швейную машинку

Одним из таковых платков был кушъяулык – головной убор юных жен северо-восточных и зауральских башкир. Он различался большенными размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс – небольшой ситцевый платок.

Иной вид головного убора-покрывала – тастар. Его повязывали старые дамы.

Меховые шапки дамы носили поверх платка либо тастара, накидывая сверху шелковую либо кашемировую шаль. Девицы платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии старые дамы носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.

Мужские головные уборы не так многочисленны. Ежедневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах – меховая шапка.

По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, потому тюбетейку мальчишки начинали носить еще в ранешном детстве. Старые мужчины отдавали предпочтение головным (распологающемся в голове) уборам темного цвета, а юные – светлого. Торжественные тюбетейки юных обшивались бисером и галуном.

Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом либо сукном. У южных и восточных башкир обычным головным (распологающемся в голове) убором был малахай. По спине от него спускался кусочек ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), который защищал шейку и высшую часть тела от ветра.

Иной головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.

Дамский костюм

Национальный костюм башкирских дам формировался в протяжении почти всех веков и продолжает формироваться до сего времени. Его отделка, как и хоть какого элемента дамского костюмчика, различалась богатством и роскошью.

Базу составляло платьице кулдэк с оборками, увенчанное вышивкой. Сначала ХХ века на кулдэке возникают манжеты и защипы на груди. Индивидуальностью таковых платьев были широкие проймы, огромные квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.

Поверх выреза дамы носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникания злых духов. Зависимо от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной либо округленной, недлинной либо длинноватой.

Под платьице надевали штаны (ыштан), а сверху – расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, зависимо от региона.

В северных районах был всераспространен фартук (алъяпкыс). Вначале его носили во время выполнения работы по дому, но позднее он стал наряженным элементом государственного костюмчика.

Распашные халатики бишмэты (на севере) и елэны (на юге) производились из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позднее – эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн наиболее длиннющий и расклешенный по подолу.

На ногах дамы носили ботинки (ката, ботинок). Они украшались цветной строкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и дамы. Всераспространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. В летнюю пору все башкиры обували лапти (сабата). Неотклонимым элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, торжественные расшивали красноватыми узорами и аппликациями.

Мужской костюм

Мужской костюм, как и головные уборы, различался от дамского наименьшим многообразием и сдержанностью. Он состоял из вольной туникообразной рубашки, узких штанов, поверх которых надевали камзол либо легкий халатик. На юге Урала рубашки шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.

Верхней одежкой служили суконные чекмени, халатики темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халатики из самотканых материалов.

В зимнюю пору мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).

Только мужской деталью костюмчика был пояс. Их было некоторое количество видов: шерстяные, ременные, матерчатые либо кушаки с пряжками. Справа постоянно привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу либо калту, а слева – ножны.

Как и дамы, мужчины могли носить чулки, или выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, ботинки ката. В праздничных вариантах обували сапожки ичиги, а поверх их – калоши. Это числилось индивидуальностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.

Перечень использованной литературы:

Камалиева А. С. “Башкирский костюм. Разработка. Система. Декор”. – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. “Башкиры” – Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. “Башкирская народная одежка”. — Уфа: Китап, 1995. – 248 с.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • HAND MADE идеи (1017)
  • ПРОДАМ (48)
  • SHOPPING (251)
  • АКСЕССУАРЫ (781)
  • БЛОГ (256)
  • ВИНТАЖ (207)
  • Вокруг Света (533)
  • ВОЛШЕБНОСТИ (104)
  • ВЯЗАНИЕ (496)
  • ГЛАМУР (448)
  • ДЕКОР СОБЫТИЙ (307)
  • ДОМ2 (31)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (177)
  • ИМЕНА ЗВЁЗДЫ (417)
  • ИНТЕРЬЕР (704)
  • ИСКУССТВО (261)
  • КАМНИ (204)
  • КАТАЛОГИ (105)
  • МОИ РАБОТЫ (395)
  • Полезно знать (451)
  • ПРАЗДНИКИ (414)
  • РАЗНОЕ (524)
  • РУКОДЕЛИЕ (1067)
  • САЛОН КРАСОТЫ (159)
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ (884)
  • СТИЛЬ МОДА (2009)
  • УКРАШЕНИЯ (456)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (625)
  • ФЛОРИСТИКА (132)
  • ФОТОГРАФИЯ (242)
  • Ц В Е Т (603)
  • ШИТЬЕ (522)
  • ЯРКИЙ МИР (445)

Ссылки

  • Все (4)

Фотоальбом

  • Все (5)

Я – фотограф

  • К приложению

Гжель

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Неизменные читатели

  • Все (8660)

Общества

Народные костюмчики и красы Башкортостана

Воскресенье, 03 Июля 2011 г. 12:09 + в цитатник

Радостно, что на данный момент повсевременно увеличивается энтузиазм к национальному костюмчику, и больше людей, следящих за развитием современной моды, стали уделять свое внимание на народные традиции в одежке.

Сейчас предлагаю полюбоваться красотами Башкирии и колоритными государственными костюмчиками.

Богато увенчанные вышивкой, декорированы монетами, камнями, бисером, кораллами, раковинами, пряжками, башкирские костюмчики различаются яркостью, разнообразием цвета и деталей.

В старину башкирский костюм определялся деталями, характерными бродячему виду жизни. Домашней выделки сукно, ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) из растительных волокон, кожа, овчины, меха были главными материалами при изготовлении одежки.

Давно, как и у остальных номадов, в башкирском быту огромным спросом воспользовались и шелка, бархат, остальные кустарные и фабричные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

Уникальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные декорации, перевязи, колье, накосники.


Ювелирные декорации: перстни, браслеты, серьги, роскошные подвески,— производились в технике чеканки, штамповки, гравировки, филиграни; сплав воскрешали вставки из сердолика и бирюзы.


Вместе с сапогами и кожаными ботинками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.

Башкирский костюм очень многообразен и богат. В базе этого лежат культурно-этнические индивидуальности влившихся в состав башкир старых и средневековых племен и народов.

Местное своеобразие проявлялось в традициях декоративного дизайна одежки, в нраве орнамента и украшений.








И чуть-чуть фоток природы Башкортостана.
Поглядите какое великолепие.









Рубрики: Вокруг Света

Метки: наша родина костюм народное

Процитировано 24 раз
Понравилось: 8 юзерам

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector